Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Контрольные вопросы и задания.

Участники сертификации

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Типовая структура системы сертификации, приведенная на рис. 5.3, конкретизирует участников и их взаимодействие.

Национальный орган по сертификации - Ростехрегулирование осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством РФ, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами РФ.

Рис. 53.

сертификации

Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с установленными нормативами и выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:

  • устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством и требованиями Системы сертификации ГОСТ Р;
  • организует разработку и подготовку к утверждению систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществляет руководство и координацию работ данного направления;
  • участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системах (правилах, порядках). В качестве федерального органа исполнительной власти проводит работы по нормативному обеспечению работ по сертификации, в том числе организует разработку и утверждает федеральные требования (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации;
  • рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования;
  • участвует в разработке и согласовании международных правил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безопасности, определяет порядок введения их в действие, устанавливает при необходимости дополнительные требования;
  • представляет на государственную регистрацию в Ростехрегулирова- ние системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции;
  • разрабатывает перспективные направления работ по сертификации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;
  • подготавливает предложения по Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации;
  • участвует в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сертификации;
  • координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), а при отсутствии органа по сертификации выполняет его функции;
  • ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование Знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о процедурах сертификации систем (правил, порядков);
  • готовит предложения но признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
  • организует и координирует работы по формированию рационального состава систем (правил, порядков) сертификации однородных групп продукции, сетей органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и др.;
  • ведет Реестр участников и объектов сертификации;
  • рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в системах (правилах, порядках);
  • формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее - Совет по сертификации), действующий при центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу;
  • взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сертификации и аккредитации.

Орган но сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия, создаваемый на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т.е. независимым от производителя и потребителя. К основным функциям органа но сертификации относятся разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нормативных документах Ростех- регулирования и в документах системы сертификации.

Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Орган по сертификации должен обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации. В случае, если орган по сертификации аккредитован как испытательная лаборатория, его именуют сертификационным центром.

Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации и управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества.

Соответствие требованиям проверяется при аккредитации испытательных лабораторий. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.

Совет по сертификации формируется центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Ростехрегулирования, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций.

Совет по сертификации разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ; подготавливает рекомендации по структуре и составу организуемых сетей участников сертификации, оптимизации организационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ; анализирует функционирование систем (правил, порядка), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует их реализации.

Научно-методический центр при центральном органе создается, как правило, на базе одного из органов по сертификации и проводит системные исследования, разрабатывая научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации. Функции научно-методического сертифицированного центра устанавливаются соответствующим Положением и утверждаются центральным органом по сертификации.

Комиссия по апелляциям формируется центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации, из представителей непосредственно центрального органа по сертификации, Ростехрегулирования, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.

Заявители сертификации (изготовители, исполнители, продавцы) вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (техн ическими регламентам и);
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой центр, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
  • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерность действия органа сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.

Следует особо отметить еще одного важного участника процедуры сертификации - эксперта - специалиста, аттестованного (сертифицированного) федеральным органом исполнительной власти на право проведения одного или нескольких видов работ по сертификации. От компетентности эксперта, его добросовестности и объективности зависят обоснованность, достоверность принятия решения о выдаче сертификата заявителю.

Эксперты аттестуются по следующим направлениям деятельности: системы сертификации; сертификация систем качества; сертификация продукции; сертификация производства; сертификация услуг.

Система сертификации должна предусматривать свободный доступ изготовителям, потребителям, общественным организациям, органам но сертификации, испытательным лабораториям, а также всем другим заинпересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации о деятельности в Системе, в том числе о ее правилах, участниках, результатах аккредитации и сертификации. Должна также обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Добровольная сертификация осуществляется органами по сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, разработавшим и зарегистрировавшим данную систему и ее знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации. Регистрация производится в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия».

Участниками добровольной сертификации могут быть любые юридические лица независимо от формы собственности, выполняющие правила соответствующей системы добровольной сертификации. Структурой системы предусматриваются руководящий орган системы добровольной сертификации, орган по добровольной сертификации, испытательные лаборатории, эксперты и заявители.

Основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. Обобщенная схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам позволяет выделить пять основных этапов.

  • 1. Заявка на сертификацию.
  • 2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям.
  • 3. Анализ результатов оценки соответствия.
  • 4. Решение по сертификации.
  • 5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится

органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. Он проводится в течение всего срока действия сертификата, обычно один раз в год в форме периодических проверок. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Ростехрегулирования, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. Внеплановые проверки осуществляются в случаях информации о претензиях к качеству продукции и услуг, а также при существенных изменениях в конструкции сертифицированного изделия, технологии оказания услуг или организационной структуре предприятия, влияющих на элементы системы качества.

Инспекционный контроль включает в себя анализ информации о сертифицированном объекте, проведение выборочных проверок образцов продукции, услуг или элементов системы качества. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или о приостановлении его действия. Информация о приостановлении доводится органом но сертификации до сведения заявителя, потребителей,

Ростехрегулирования и других участников Системы сертификации. Приостановление действия сертификата происходит в случае выявления нарушений сто использования, которые можно устранить в достаточно короткое время. В этом случае орган по сертификации предписывает заявителю выполнение корректирующих мероприятий и устанавливает срок их реализации. Заявитель со своей стороны должен уведомить потребителей его продукции или услуг о выявленных несоответствиях и предпринять соответствующие меры.

Отмена действия сертификата соответствия и права применения знака соответствия осуществляется при несоответствии продукции и услуги требованиям нормативных документов, а также в случае применения нормативного документа на объект сертификации, технологический процесс изготовления продукции или реализации услуги, конструкции, комплектности продукции или состава услуг. Отмена сертификата действует с момента исключения его из реестра Системы сертификации.

Процедура сертификации осуществляется по международному стандарту ISO17021-2006.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение сертификации.
  • 2. Что такое знак соответствия?
  • 3. Когда в России введена в действие Система обязательной сертификации ГОСТ Р?
  • 4. Объясните структуру законодательной и нормативной базы сертификации.
  • 5. Объясните задачи Ростехрегулирования в области сертификации.
  • 6. Дайте определение сертификата соответствия.
  • 7. Объясните причины разделения сертификации на обязательную и добровольную.
  • 8. Объясните термин «участник сертификации». Перечислите основных участников системы сертификации.
  • 9. В чем заключаются обязанности органов по сертификации и испытательных лабораторий?
  • 10. Что может являться объектом сертификации?
  • 11. Из каких этапов состоит процесс сертификации?
  • 12. В чем заключаются задачи инспекционного контроля при сертификации?

1. Состав участников обязательной сертификации

1. Функции участников обязательной сертификации

1. Участниками обязательной сертификации являются изготовители продукции или исполнители услуг, заказчики (поставщики, продавцы), а также организации, представляющие собой органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры 2) и специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Основными участниками являются заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они непосредственно участвуют в проведении сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Законом о сертификации (ст. 8,9) закреплено положение о том, что непосредственная деятельность по сертификации конкретных видов продукции осуществляется в рамках соответствующих систем сертификации, которые создаются государственными органами управления, предприятиями и организациями.

Система сертификации включает участников работ, нормативную базу. Положение об управлении системой и правила проведения сертификации. Большие системы сертификации, охватывающие разнородную номенклатуру продукции (услуг), включают несколько малых систем - систем сертификации однородной продукции. Эти системы со-

здаются при необходимости конкретизации общих правил применительно к некоторой совокупности видов продукции, обладающей общими признаками. Каждая система сертификации устанавливает свой знак соответствия. Системы сертификации и их знаки соответствия регистрируются Госстандартом России.

Типовая структура системы обязательной сертификации предусматривает следующий состав участников:

Федеральный орган исполнительной власти, на который законодательно возложено проведение обязательной сертификации;

Центральные органы систем сертификации однородной продукции (при необходимости);

Органы по сертификации;

Испытательные лаборатории (центры).

В систему сертификации могут также входить организации или подразделения, обслуживающие систему, такие как центры по подготовке экспертов по сертификации, научно-методические центры и др.

В настоящее время Госстандартом России зарегистрировано более 15 систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти, например такими, как Департамент воздушного транспорта, Министерство транспорта России, Министерство путей сообщения и т. д.

Среди систем обязательной сертификации первой по времени ее создания и самой крупной является Система сертификации ГОСТР, разработанная Госстандартом России. В Систему сертификации ГОСТ Р входят порядка 40 систем сертификации однородной продукции и услуг, около 900 аккредитованных органов по сертификации и около 2000 испытательных лабораторий. В Системе сертификации ГОСТ Р за рубежом аккредитовано 4 органа по сертификации и несколько испытательных лабораторий. Наличие этих органов по сертификации и испытательных лабораторий способствует процессу сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ из-за рубежа

Система сертификации ГОСТ Р выдает ежегодно около 500 тысяч сертификатов на продукцию и услуги.

Функции участников обязательной сертификации рассмотрим на примере Системы ГОСТ Р.

Госстандарт России как федеральный орган исполнительной власти, который руководит Системой ГОСТ Р, осуществляет в рамках этой системы следующие функции:

Организует сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и управляет ими непосредственно или через центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг),

Уполномочивает органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) на право проведения работ в Системе;

Определяет центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг) и осуществляет контроль за их деятельностью;

Утверждает организационно-методические документы Системы;

Создает и (или) утверждает системы сертификации однородной продукции (услуг), правила сертификации в этих системах;

Устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия и правила их применения;

Устанавливает по согласованию с компетентными органами порядок оплаты работ по сертификации;

Рассматривает апелляции,

Взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации;

Взаимодействует с органами других стран и международными организациями по вопросам сертификации.

В функции Центрального органа системы сертификации, который при необходимости назначается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, входят следующие:

Организация работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществление руководства ею;

Разработка предложений по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;

Участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым производится сертификация в системе;

Ведение учета органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных и аннулированных сертификатов и лицензий на использование знака соответствия;

Рассмотрение апелляций по поводу действия органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе.

Согласно закону РФ «О сертификации» (ст. 11) органу по сертификации вменены следующие функции:

Сертификация продукции (услуг), выдача сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;

Проведение идентификации продукции, представленной для сертификации;

Проведение в установленном порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

Приостановление или отмена действия выданных им сертификатов;

Формирование фонда нормативных документов, необходимых для проведения сертификации;

Предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции.

Испытательные лаборатории (центры) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Лаборатории несут ответственность за соответствие проведенных сертификационных испытаний требованиям нормативной документации, а также за достоверность и объективность результатов.

Изготовители продукции (поставщики, продавцы) при проведении сертификации выполняют следующие функции:

Подготавливают заявку на проведение сертификации и в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения обязательной сертификации или подтверждают соответствие поставляемой (реализуемой) ими продукции установленным требованиям;

Применяют сертификат или декларацию о соответствии и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами РФ и правилами системы;

Обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;

Извещают органы по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации;

Обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

Указывают в сопроводительной технической документации сведения о подтверждении соответствия и нормативных документах, которым она должна соответствовать;

Приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или заявлена (подтверждена) декларация о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации.

Осуществляющих ее по правилам, установленным в этой системе. Участниками сертификации являются:


  1. Госстандарт России. Данный орган формирует и реализует государственную политику в области сертификации; устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и публикует официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, принимаемых в РФ.

  2. Центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иные компетентные организации.

  3. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы Госстандартом России. Орган по сертификации выполняет следующие функции:

  • сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

  • формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

  • представляет заявителю по его требованию необходимую информацию. Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты органа с обязательным участием экспертов, аттестованных Госстандартом России. Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
Сведения об участниках сертификации, системах сертификации однородной продукции, знаках соответствия, о сертифицированной продукции и документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации, содержатся в Государственном реестре.

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основные участники - заявители, органы по сертификации (далее - ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:


  • реализовывать продукцию, исполнять услугу только при на­личии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);

  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;

  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведе­ние этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

  • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;

  • после истечения срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;

  • извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
Орган по сертификации выполняет следующие функции:

  • сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия;

  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицирован­ной продукцией (услугой);

  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сер­тификатов;

  • представляет заявителю необходимую информацию.

  • ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные испытательные лаборатории
(ИЛ)
осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сертификации.

ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за до­стоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром.

Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОСС).

Например, Департамент маркетинга потребительского рынка Министерства торговли Российской Федерации выполняет функции ЦОСС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОСС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Федерального агенства по техническому регулировании и метрологии. Функции ЦОСС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.

В обязанности ЦОСС входит:


  • организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации;

  • рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России - Федеральное агенство по техническому регулированиюи метрологии) выполняет следующие функции:

  • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

  • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

  • опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в междуна­родные (региональные) организации по сертификации; готовит в установленном порядке предложения о присоеди­нении к международным (региональным) системам сертифика­ции, а также может в установленном порядке заключать согла­шения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

  • представляет в установленном порядке Российскую Федера­цию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Фе­дерации по сертификации осуществляет межотраслевую коор­динацию в области сертификации.
Главным участником работ по сертификации является
эксперт
-
лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.

В соответствии с соглашением федеральный орган может:


  1. проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;

  2. входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.
Вопрос 2. Аккредитация и взаимное признание сертификации.

Аккредитация – процедура, в ходе которой аккредитационный орган официально признает право юридического лица на выполнение работ в определенной сфере. Цели аккредитации просты: во-первых, обеспечивается доверие к аккредитованным организациям и их деятельности, во-вторых, в торговле устраняются технологические барьеры. И в-третьих, в результате аккредитации защищаются интересы потребителей в вопросах качества продукции или услуг.

Основными целями аккредитации являются:обеспечение доверия потребителей к деятельности по подтверждению соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям;

Создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на национальном и международном уровне.

Этапы процедуры аккредитации
:


  • представление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;

  • анализ документов, представленных для аккредитации;

  • проверку и оценку заявителя на месте;

  • анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации;

  • оформление, регистрацию и выдачу свидетельства об аккредитации (либо мотивированного отказа в аккредитации);

  • периодический контроль за деятельностью аккредитованной организации.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или другим требованиям. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить рынок от продукции, непригодной к использованию.

Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям.


Элемент

Роль

Объект сертификации

Объект, свойства которого подтверждаются

Заказчик

Хозяин объекта сертификации, государство или третье лицо, потребовавшее проведение сертификации.

Цель сертификации

Зачем проводится сертификация? Как будут использованы ее результаты?

Требования

Перечень свойств объекта сертификации, наличие которых подтверждается в процессе сертификации . Требования могут быть определены законодательно или предъявлены Заказчиком.

Орган сертификации

Государственное учреждение или частная фирма, проводящая сертификацию

Схема сертификации

Правила проведения сертификации, включающие перечень подтверждаемых требований, методику их контроля и подтверждения, а также вид и юридический статус выдаваемого документа.

Сертификат

Документ, выдаваемый органом сертификации, подтверждающий соответствие объекта сертификации, предъявленным к нему требованиям.

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:

1. Испытания образца продукции.

2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.

3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.

4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.

5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.

6. Только оценка заводского управления качеством.

7. Проверка партий изделий.

8. 100%-ный контроль.

В процессе деятельности по сертификации продукции, поставщик может столкнуться с двумя субъектами этого процесса (рис.1).

Рис. 1. Взаимоотношения субъектов сертификации
Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.

Сертификация – важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

На уровне европейских стран, взаимоотношения субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов EN 45000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходят аккредитацию, т. е. получают официальное признание того, что они могут проводить определенные виды деятельности . В частности, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами EN 45002 или EN 45010, проверяет выполнение испытательной лабораторией или органом по сертификации стандартов EN 45001 или EN 45011, соответственно.

Для испытательной лаборатории результатом аккредитации является признание ее технической компетенции с проведении определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:


  • повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;

  • признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках;

  • обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Однако, многие испытательные лаборатории и органы по сертификации не проводят у себя аккредитацию, не без основания считая, что доверит и признания компетенции можно достичь с меньшими затратами и что смысл в аккредитации может быть только тогда, когда у организации имеется слишком много свободных средств.

В действительности международные акты, в том числе европейские стандарты, не требуют проведения аккредитации для выполнения работ с целью сертификации. Исключение составляют некоторые законодательные акты, принятые на уровне отдельных стран и ужесточающие процедуру проведения сертификации. В частности, в Германии регламентируется необходимость аккредитации всех организаций, проводящих сертификацию в области электромагнитной совместимости; в России должны быть аккредитованы все органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие деятельность в целях сертификации.

Еще одним способом подтверждения соответствия продукции является декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта EN 45014, поставщик может разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации, запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной.

Международная практика сертификации

Технические барьеры, возникающие многих международных организаций, направленную на создание международных организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции дли обеспечения беспрепятственного ее появления на своих рынках.

Крупнейшей международной организацией является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение содержит специальные рекомендации для его участников (около 100 стран) в области стандартизации и сертификации. Страны-участницы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСВ) в своих заключительных актах по итогам встреч в Хельсинки (1975 г.) и Вене (1989 г.) отмечали необходимость сотрудничества в области сертификации и использования ее как средства, способствующего сближению и расширению торговых связей стран.

Ведущее место в области организационно-методического обеспечения сертификации принадлежит ИСО, которая имеет Комитет по сертификации (СЕГТИКО). В 1985 г. в связи с дальнейшим развитием работ в области переименовании его в Комитет по оценке соответствия (КАСКО), комитет ИСО 176. Издана Система сертификации, Системы обеспечения сертификации, аккредитации лабораторий и оценки систем обеспечения качества принято решение о расширении деятельности СЕРТИКО и качества. Обобщив национальный опыт многих стран, ТК ИСО 176 подготовил известные стандарты ИСО серии 9000, опубликованные в 1987 г.

Опубликованная в 1985 г. “Белая книга ЕЭС”, содержащая график мероприятий, необходимых для обеспечения свободного движения продукции, капиталов, услуг и людских ресурсов. С 1984 г. под эгидой МЭК действует система сертификации электротехнических изделий (МЭКСЭ), ранее функционировавшая в рамках СЕЧ (Международной комиссии по сертификации). Эта система направлена на подтверждение безопасности бытовых электроприборов , медицинской техники, кабелей и некоторой другой продукции – на соответствии стандартам МЭК.

В целях обеспечения взаимного признания результатов испытаний в 1986 г. был создан орган по аккредитации лабораторий стран Северной Европы (НОРДА).

В 1991 г. Генеральная ассамблея Европейского комитета стандартов (СЕН) – Международной организации по стандартизации стран-членов Общего рынка – утвердила “Правила внедрения и использования систем СЕН СЕР” и общие положения систем сертификации и взаимного признания странами ЕЭС результатов испытания резервов в странах ЕЭС к 1992 г., предусмотрела выполнение программы по устранению различий между национальными стандартами и техническими регламентами через разработку директив ЕЭС и европейских стандартов. При этом исходили из того, что любая продукция, изготовленная и проданная на законном основании в одной стране, являющейся членом ЕЭС, должна быть допущена на рынке других стран сообщества.

В отличие от ранее действовавшего порядка европейские стандарты принимаются решением большинства стран-членов ЕЭС – и после принятия обретают законную силу во всех странах сообщества.

Объединенным институтом СЕН/СЕНЭЛЕК для стран-членов ЕЭС и стран-членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) разработаны европейские стандарты EN серии 45000. Это организационно-методические документы, касающиеся деятельности испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества и аттестации персонала, а также определяющие действия изготовителя, решившего заявить о соответствии своей продукции требованиям стандартов.


Наименование этапа

Содержание этапа

Исполнитель

Окончание этапа

1. Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции

Анализ декларации-заявки

Организация (заявитель)

Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов

2. Экспертиза исходных материалов

Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации производства



Составление заключения о целесообразности проведения сертификации производства, заключение договора на проведение сертификации производства

3. Формирование комиссии по проверке производства

Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Оформление приказа о составе комиссии

4. Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы)

Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Принятие программы проверки производства

5. Проверка производства

Формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Составление акта о результатах проверки производства

6. Принятие решения о рекомендации производства к сертификации и оформление документов по результатам проверки производства

Оформление проекта сертификата

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Направление акта о результатах проверки производства, проекта сертификата в Технический центр Регистра

7. Принятие решения о сертификации производства

Принятие решения о регистрации сертификата в Реестре Регистра

Технический центр Регистра

Направление сертификата заявителю

8. Инспекционный контроль за сертифицированным производством

Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с программой проверки

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Технический центр Регистра


Оформление актов проверок

В 1990 г. для реализации правил сертификации, рассмотрения деклараций о соответствии, установления критериев взаимного признания был создан специальный орган – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытания, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.

В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕЭС и ЕАСТ сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и. практически во всех зарубежных странах.

Подписавшие Соглашение государства договорились о взаимном признании органов по сертификации, испытательных лабораторий, результатов испытаний и сертификации, сертификатов и знаков соответствия на взаимопоставляемую продукцию. Приняты также условия аккредитации для последующего взаимного признания: аккредитация органов и лабораторий в национальной системе сертификации и наличие у испытательных лабораторий практического опыта по проведению испытаний на основе межгосударственных стандартов; аккредитация в международных системах сертификации, к которым присоединилось государство СНГ, решающее вопрос о признании.

Стороны участвуют в международных системах сертификации самостоятельно, причем Соглашение не затрагивает прав и обязательств сторон, вытекающих из правил международных систем сертификации.

Нормативной базой сертификации признаны международные, межгосударственные или национальные стандарты, признанные в государствах-участниках Соглашения.

Страны, подписавшие Соглашение, договорились согласовывать порядок поэтапного введения обязательной сертификации взаимопоставляемой продукции, обеспечивать объективность результатов испытаний и достоверность результатов сертификации продукции.

При установлении в стране-импортере нарушений требований сертификации национальный орган по сертификации может приостановить признание сертификатов в своей стране и должен сообщить об этом в национальный орган страны-экспортера и Технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

Дальнейшее развитие согласованной политики по сертификации отражено в Соглашении от 1994 г., которое установило условия и процедуры признания в области сертификации.

Основные положения этого Соглашения закрепляют:


  • взаимное признание протоколов испытаний, сертификатов и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и подлежащие обязательной сертификации; взаимное признание национальных систем сертификации и выданных ими сертификатов при условии соблюдения установленных процедур;

  • аккредитацию органов по сертификации национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации с учетом мнения экспертов государств – участников Соглашения;

  • право государств – участников Соглашения на осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Поскольку не все страны-члены СНГ в одинаковой степени готовы к заключению многостороннего соглашения о взаимном признании, было принято решение начинать с двусторонних соглашений. Такие соглашения заключаются на уровне национальных органов по сертификации. Госстандартом РФ двусторонние соглашения подписаны с Беларусью, Молдовой и Украиной, из стран, не участвующих в СНГ, – с Литвой, представители которой присутствовали на заседании Межгосударственного совета в качестве наблюдателя.

Соглашения о взаимном признании в области сертификации определяют:


  • конкретные сроки, условия и процедуры взаимного при-знания c сертификационных органов и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в национальных системах сертификации;

  • порядок подтверждения безопасности продукции, поставляемой в рамках Соглашения о взаимном признании; ответственность изготовителя за безопасность экспортируемой продукции и органа, выдавшего сертификат; сертификат государства-экспортера признается принимающей страной в порядке, предусмотренном для признания зарубежных сертификатов.

Вопрос 3.Порядок сертификации яиц и продуктов их переработки.

Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения осуществляется после ветеринарно - санитарной экспертизы (ветсаноценки), проводимой в соответствии с действующими ветеринарно - санитарными правилами и при обязательном наличии ветеринарных сопроводительных документов (ветсвидетельств, ветсертификатов), выданных в установленном порядке.


Добровольная сертификация в Системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" проводится аккредитованными в системе ГОСТ Р органами по сертификации по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем. Сертификаты соответствия при добровольной сертификации оформляются на специальном бланке Системы сертификации ГОСТ Р. Добровольная сертификация пищевых продуктов и продовольственного сырья проводится по тем же правилам и процедурам, что и обязательная сертификация. Так же, как и в случае обязательной сертификации, при добровольной сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья необходимым первоначальным этапом работы является идентификация сертифицируемой продукции.

Добровольная сертификация проводится на соответствие показателям нормативных, технических или иных документов, представленных заявителем (стандарты, технические условия, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, гигиенические заключения, технические задания, требования контракта и др.).

Органы по сертификации при сертификации пищевой продукции должны использовать результаты испытаний, полученные в аккредитованных испытательных лабораториях по аттестованным методикам, позволяющим полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие пищевой продукции требованиям, установленным в нормативных документах.

При отсутствии аттестованных методик (при отсутствии в методиках характеристик погрешности результатов измерений, алгоритмов и нормативов их оперативного контроля) измерений показателей, подлежащих подтверждению при сертификации, результаты, полученные испытательной лабораторией, могут быть признаны действительными при условии внедрения в этой испытательной лаборатории приемов и процедур контроля точности получаемых результатов и при условии, что используемые неаттестованные методики утверждены в установленном порядке.

По решению органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что остальные показатели подтверждены документами соответствующих служб надзора и контроля: санитарно - гигиенического, ветеринарного, а также документами о состоянии почв, воды, кормов, сырья и др. в конкретном регионе.

Пищевая продукция может быть сертифицирована по одной из схем, «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Госстандарта России от 25.07.96 № 15 и зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 01.08.96, регистрационный № 1139 (Российские вести, 1996, № 147; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, № 5). Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации затрат на ее проведение.

Сертификация яйца и продуктов их переработки (далее - продукции) проводится после проведения ветеринарно - санитарной экспертизы, клеймения (мяса) государственной ветеринарной службой и простановки маркировки в установленном порядке.

Необходимым условием для выдачи сертификата соответствия на партию продукции является ветеринарное свидетельство, а на серийно вырабатываемую продукцию - наличие ветеринарного заключения (акта или регистрационного ветеринарного удостоверения), выданных государственной ветеринарной службой в установленном порядке.

Перечень показателей, подлежащих подтверждению при сертификации продукции, нормативные документы, устанавливающие показатели безопасности и методы испытаний, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Перечень показателей, подлежащих подтверждению при сертификации яйца и яцепродуктов


Наименование продукции

Наименование

показателя


НД-устанавливающие

показатели


НМД-определяющие методы испытаний

Яйцапродукты включая яйца

ГОСТ 27583-88 «Яйца куриные пищевые. Технические условия»

ГОСТ 30364-96 «Продукты яичные. Методы отбора проб и органолептического анализа»

СанПиН 2.3.2.560-96

И другие нормативные документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают требования к продукции


Токсичные элементы:

свинец


ГОСТ 30178-96

(для свинца, кадмия, меди, цинка)

ГОСТ 26932-86


кадмий

ГОСТ 26933-86

медь

ГОСТ 26932-86

цинк

ГОСТ 26931-86

мышьяк

ГОСТ 26934-86

ртуть

ГОСТ 26930-86

ГОСТ 26927-86


Антибиотики;

терациклиновая группа


МУК 4.2.026-95

МУ 3049-84


левомецитин

МР 4.18/1890-91

Пестициды

МУ. По определению микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде. Сборники № 5 - 25, 1976 - 1997 гг.

Методы определения микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде / Под ред. М.А. Клисенко, т. т. 1, 2. М., 1992.


Яйцапродукты включая яйца

Радионуклиды

МУК 2.6.1.717-98

"Радиационный контроль. Sr 90 и Cs 137. Пищевые продукты. Отбор проб, анализ и гигиеническая оценка. Методические указания". Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 08.10.98 (введены в действие 08.12.98)


Форма на проведениие сертификации заполняется в соответствии с приложением 13 Постановления Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 г. № 21 «О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья» (ред. от 18.06.2002)

Библиографический список


  1. Государственная система стандартизации. –М.: Государственный комитет РФ по стандартам. 1992 –238 с.

  2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. –М.: Издательское объединение «ЮНТИ». 1998. –464 с.

  3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов – 2-е перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 1999 – 711 с.

  4. Куприянов Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк. 1985. – 288 с.

  5. Ряполов А.Ф. Сертиифкация. Методология и практика. –М.: Издво стандартов, 1987 –232с.

  6. Система сертификации ГОСТ Р. Сборник документов. –М.:Изд. стандартов, 1993. –77с.

  7. Сертификация продукции. Основные положения. Нормативы. Организация. Методика и практика. В трех частях. – М.:Изд.стандартов. 1990. –часть1.Международные стандарты и руководство ИСО/МЭП в области сертификации и управления качеством. –213 с.

  8. Сульповар Л.Б., Розанова Т.В. Сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. – М.: Гасбу. – 1993 – 43 с.

  9. Сергеев А.Г. Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для вузов. М.: Издат. Корпорация “Логос” 2000. – 248 с.

  10. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции: Учеб. пособие – 2-е изд. перераб. – М.: Издательство стандартов. 1989. – 208 с.

  11. Постановление Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 г. № 21 «О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья» (ред. от 18.06.2002)

  12. использованы материалы с сайта http://www.cfin.ru/

Система сертификации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих ее по правилам, установленным в этой системе. Участниками сертификации являются:

1.
Госстандарт России. Данный орган формирует и реализует государственную политику в области сертификации; устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и публикует официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, принимаемых в РФ.

2.
Центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иные компетентные организации.

3.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы Госстандартом России. Орган по сертификации выполняет следующие функции:


  • сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

  • формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

  • представляет заявителю по его требованию необходимую информацию. Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты органа с обязательным участием экспертов, аттестованных Госстандартом России. Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Сведения об участниках сертификации, системах сертификации однородной продукции, знаках соответствия, о сертифицированной продукции и документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации, содержатся в Государственном реестре.

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Основные участники - заявители, органы по сертификации (далее - ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:


  • реализовывать продукцию, исполнять услугу только при на­личии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);

  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;

  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведе­ние этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

  • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;

  • после истечения срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;

  • извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Список литературы.

2. Радикевич Я.М., Схиртладзе А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник – М.: Всшая школа, 2002 – 35с.

Типовая структура системы обязательной сертификации предусматривает следующий состав участников:

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию;

Органы по сертификации;

Испытательные лаборатории (центры);

Заявители.

Основные участники – заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Заявитель вправе:

Выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (техническими регламентами);

Обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.

Заявитель обязан:

Направлять заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представлять продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для сертификации продукции;

Обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;

Приостанавливать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено, либо прекращено;

Извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

Формируют фонд нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции;

Принимают и рассматривают заявки на сертификацию;

Привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры);

Осуществляют контроль за объектами сертификации;

Оформляют и выдают сертификаты соответствия, ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;

Информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшие ее;


Приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия;

Обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

Устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

Ведут реестр сертифицированной продукции;

Организовывают повышение квалификации и аттестации персонала;

Взаимодействуют с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. В настоящее время в РФ создается самостоятельная система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, соответствующая международным нормам. Критерии, которые принимаются во внимание при аккредитации, предусматривают наличие в органе по сертификации:

Квалифицированного и прошедшего специальную подготовку персонала;

Актуализированного фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию (услуги) и методы ее испытаний;

Административной структуры, юридических и экономических возможностей (условий) для проведения сертификации, в том числе испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

Организационно-методических документов, устанавливающих правила и порядок сертификации, в том числе правила рассмотрения апелляций и отмены (временного приостановления) действия сертификатов, знаков соответствия;

Реестра сертифицированной продукции.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации. Органам по сертификации запрещается предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе. Это правило направлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если выбор ОС из нескольких организаций, аккредитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории – только органу по сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест-Москва». ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что ИЛ и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации и управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества. Соответствие требованиям проверяется при аккредитации ИЛ. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.

Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) – главный участник работ по сертификации. От компетентности эксперта, его добросовестности и объективности зависят обоснованность, достоверность принятия решения о выдачи сертификата заявителю.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования (Госстандарт) выполняет следующие функции:

Формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них;

Проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

Представляет РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации;

Осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.

В соответствии с соглашением федеральный орган может:

Проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;

Входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.

Кратко рассмотрим деятельность некоторых федеральных ор­ганов в области сертификации.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России (Госсанэпиднадзор) проводит серти­фикацию новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфицирующих средств, а также выдает санитарно-эпидемиологическое заключение на продовольственное сырье и пищевые про­дукты, ряд непродовольственных товаров (посуда, средства по ухо­ду за полостью рта и пр.). Указанные заключения выдаются на этапе согласования НД до начала серийного производства продукции.

При заключении контракта на импорт товаров, являющихся объектом контроля и надзора этого органа, необходимо в контракте оговаривать условия обязательного представления таможенным органам санитарно-эпидемиологического заключения до выпуска партии на таможенную территорию.

Правовой основой сертификации на санитарную безопасность является Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Нормативной ба­зой государственного надзора и сертификации в этой области яв­ляются СанПиН, Санитарные правила (СП).

Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ выдает вете­ринарные сертификаты (свидетельства) на продукцию и сырье жи­вотного происхождения при импорте, экспорте и транзите через российскую территорию указанных грузов. Ветеринарные сертифи­каты необходимы отечественным предприятиям, перерабатываю­щим сырье животного происхождения, для подтверждения пара­зитарной чистоты мяса, рыбы. Правовой основой сертификации, осуществляемой данным органом, является Закон РФ от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии». Нормативной базой являются ветеринарно-санитарные нормы ветеринарного законодательства (т. 1-4).

Госстрой России организует (в Системе сертификации ГОСТ Р) сертификацию различных объектов в строительстве (строительных товаров, инженерного оборудования зданий и сооружений, строитель­ной продукции жилых зданий, проектной документации). Норматив­ной базой сертификации являются СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р и пр.

Госкомсвязи России осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится в ИЛ, акк­редитованных Госстандартом. В компетенцию комитета входит сертификация следующей продукции: информационно-вычисли­тельных систем, автоматизированных систем и сетей, программных средств для компьютеров, баз и банков данных. Правовой основой сертификации средств связи и услуг является Федеральный закон от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17.07.99).

Сертификацией отдельных групп продукции занимается ряд уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Госпожарнадзор МВД России (средства обеспечения пожарной бе­зопасности), Российский Морской Регистр (морские гражданские суда), Российский Речной Регистр (речные суда), Российский Авиа­регистр (самолеты) и пр.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...