Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Отчет о проведении мероприятий по лекарственным растениям. Внеклассное мероприятие по биологии "целебные растения"

2 апреля в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина провели увлекательную экскурсию по миру лекарственных растений «Я не степью хожу, я хожу по аптеке…» с членами клуба «Вместе». Участникам мероприятия напомнили, что растения – это удивительные и совершенные творения, они хранят в себе много секретов. В самом крохотном растении может таиться великая сила, способная лечить различные человеческие недуги.

«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами. Из известных на земле 50 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные растения , целебные свойства которых используются в современной медицине.

Библиотекари рассказали о мяте, зверобое, бессмертнике и полыни, о том, где они произрастают, какие обычаи и легенды связаны с этими растениями. О полезных свойствах перечисленных растений рассказал врач-травник (библиотекарь). Создать образ специалиста-медика позволил белый врачебный халат и колпак. Рабочее место врача-травника было оформлено табличкой, справочниками по фитотерапии и букетиками засушенных лекарственных растений.

Чтобы проверить на себе полезные свойства растений, библиотекари заварили два вида растительных чаев: один с мятой, другой – ассорти (календула, шиповник, зверобой). В ходе встречи напитки были предложены всем присутствующим. Все с удовольствием отведали чай, кто с конфеткой, а кто-то и просто так.

Участники экскурсии поделились своими знаниями о пользе некоторых растений. В заключение же мероприятия было сказано, что к вопросу применения лекарственных растений нужно подходить ответственно, после консультации со специалистом. Всем присутствующим в процессе мероприятия раздали закладки с рецептами приготовления лекарственных настоев.

Продолжилась встреча праздничным чаепитием.

Мероприятие прошло на фоне выставки «Зеленая аптека». Для оформления выставки использовались различные лекарственные растения, помещенные в прозрачные пластиковые баночки, на которые были прикреплены названия соответствующего растения, такие как шиповник, календула, тысячелистник и др.

ФОТООТЧЕТ:



















Сценарий внеклассного мероприятия для детей 10-13 лет «Зеленая аптека вокруг нас»

Цель мероприятия: развить познавательные интересы в изучении лекарственных растений Донбасса и использовании их при различных заболеваниях.
Задачи мероприятия: продолжить знакомить учащихся с лекарственными растениями и практическим их применением в народной медицине при различных заболеваниях; воспитывать бережное отношение к ним, привить любовь к природе Донбасса.
Возраст детей 10-13 лет.
Оформление зала: авторские рисунки лекарственных растений детей; аппликации лекарственных растений «Какое растение здесь лишнее», фотографии природы Донбасса, иллюстрации, гербарии.

Ход мероприятия

Педагог . Ребята! В прошлом году мы познакомились с основными лекарственными растениями Донбасса.
В зарослях лесных, в полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом,
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила:
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать…
И теперь нам предстоит узнать, как же можно их на практике применять при различных заболеваниях. Ведь не все болезни нужно сразу начинать лечить с использованием таблеток и порошков. Природа нам дала такое огромное количество лекарственных трав. Наверняка, ваши дедушки и бабушки использовали растения при многих заболеваниях. Они лечили ими и бронхит, и простуду, и желудок, и печень и… Можно продолжать этот список и дальше. И эти знания и умения передавались из поколения в поколение. Так появилась наука о лечении растениями и называется она ФИТОТЕРАПИЯ.
Фитотерапия и в русской народной медицине, и в народной медицине всех континентов и времен была и остается основным видом лечения. Растительный мир всегда давал человеку обширный и достаточно большой набор лечебных средств. Фитотерапия имеет многовековую традицию, ведь лечебные свойства растений использовались уже тогда, когда большинство современных препаратов еще и в помине не было. Наши предки с успехом лечили многие заболевания с использованием целебных снадобий, приготовленных на основе лекарственных трав, ягод, плодов. Ведь в лекарственных растениях содержатся витамины, микроэлементы, эфирные масла, неорганические соли и органические кислоты. Эффект от применения правильно подобранных и изготовленных лекарственных растений может быть равным применению общепринятых лекарственных средств. Но преимуществом фитотерапии является то, что она обладает более мягким, щадящим действием, имеет намного меньше противопоказаний и осложнений после приема препаратов химического происхождения.
1-й ученик .Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться.
Трав лекарственных запас
Сможет помочь вам в трудный час.
2-й учени к. Травы летом вырастают,
Их на зиму запасают.
Коль изъян в здоровье есть,
Нужно азбуку травы прочесть.
3-й ученик . Все лекарственные травы
ЗАСЛУЖИЛИ МНОГО СЛАВЫ.
Трав в природе полно,
Это знают давным давно.
4-й ученик . Человек, и зверь, и птица
Могут травами лечиться.
Чтоб здоровье сохранить,
Нужно с травами дружить.
5-й ученик . Ромашка, мята, подорожник
Помогут раны врачевать,
Но с травами будь ОСТОРОЖЕН!
Во всем ведь надо меру знать!
И сегодня мы проведем с вами мероприятие, посвященное использованию лекарственных растений в народной медицине.
Педагог . Сначала мы проведем с вами небольшую разминку. Для этого мне нужны две команды, которые будут соревноваться в различных конкурсах. Итак, мы начинаем.
Конкурс 1-й . Члены команд по очереди должны назвать как можно больше лекарственных растений Донбасса. Выигрывает та команда, которая назовет больше лекарственных растений. За каждое растение участник получает 1 балл.
Конкурс 2-й . Каждой команде будет роздан набор лекарственных растений и заболевания, при которых растение может быть использовано. Команда должна правильно соединить лекарственное растение и заболевание.
Лекарственные растения:
1. Алтей, мать и мачеха
2. Ромашка и зверобой
3. Рябина и шиповник
4. Валериана, ландыш
5. Пион, пустырник
6. Мох сфагнум, подорожник
7. Крапива
8. Лопух, репейник
9. Васильки, черника
10. Одуванчик, кукуруза (назвать, что именно используется)
Заболевания:
1. Авитаминоз
1. Бронхит
2. Заболевания органов зрения
3. Кровоостанавливающее
4. Успокоительное
5. Заболевания печени
6. Для укрепления роста волос
7. Сердечное
8. Заболевания желудка
9. При ранах, порезах.
Ответ: 3-1; 9-2; 7-3; 1-4; 4-5; 10-6; 8-7; 4-8; 2-9; 6-10.
Конкурс 3-й . Найди лишнее…
Командам будут розданы тесты, в которых написаны заболевания и несколько вариантов лекарственных трав. Члены каждой команды должны за 1 минуту вычеркнуть лишнее растение при этом заболевании. Выигрывает команда, которая за это время безошибочно определила «лишнее» растение.
Вопрос 1 : Сок какого растения не используется при насморке?
а) алоэ;
б) коланхоэ;
в) винограда
Вопрос 2 . Какое растение не используется как сердечное?
а) ландыш;
б) валериана;
в) алтей
Вопрос 3 . Настои каких растений могут быть жаропонижающими и потогонными?
а) липы
б) малины;
В) пустырника
Вопрос 4 . Какое растение используется для удаления бородавок?
а) чистотел;
б) крапива;
в) мята
Вопрос 5 . Какое растение не используется при глазных заболеваниях?
а) василек;
б) череда;
в) черника
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Конкурс 4. Каждой команде будет роздана «сетка», в которой находятся лекарственные растения Донбасса. За 1 минуту членам команд надо найти эти лекарственные растения, а затем объяснить, как их применять.
«Сетка» команде 1.
А Н Е Б Е Р Е З А П
П А К А Ц И Я Д Н В
В Ф Ф И А Л К А Ц К
В Ш И П О В Н И К Б
Ф П Н К Р А П И В А

«Сетка» команде 2
Р З В Е Р О Б О Й П
О П М Я Т А В О Ш З
Н Л У М Т Е Р Е Д А
И Б У З И Н А Н Т В
Т Р О Б Л Е П И Х А

Конкурс 5-ый . В этой сетке зашифрован автор знаменитых строк: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Команды должны за 1 минуту найти автора этих строк.
Ц а П г о т и к п ф с п т о ь к г к р о а д л т а
(ответ: Гиппократ)
Конкурс 6-й
Каждой команде предлагается разгадать «свой» кроссворд о лекарственных растениях Донбасса.
Кроссворд команде 1 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название «витамиинного» растения.
Вопросы. 1 . У этого растения есть второе имя «сальвия». Название растения происходит от латинского слова «спасать», предохранять. Это растение свето- и теплолюбивое, с фиолетово-синими цветками. Им укрепляют десна при кровоточивости и вообще при заболеваниях горла.
2. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
3. Про лечебные свойства этого растения упоминали еще в средневековых трактатах. Отмечены свойства этого горького на вкус растения «укреплять желудок», снимать в нем боль, при гриппе, гастрите, заболеваниях печени и желчного пузыря. Настоем смазывают пораженные места при порезах и укусах насекомых, использовать при выпадении волос, снимать усталость.
4. На лужайке придорожной был он как солнце золотой. Но оцвел и стал похожим на пушистый белый ком. В жаркий день ковер веселый, его очень любят пчелы, шмель летит издалека до янтарного цветка. А какой вкусный и лечебный из его корней кофе!
5.Это растение начали возделывать еще с XVII века. Его выращивали в царских и монастырских садах. Но самое широкое применение это растение получило, когда к России присоединился Кавказ, Крым, Бессарабия, Средняя Азия. В медицине образовалось целое направление – лечение этим растением: косточками, корнями, ягодами, соком, листьями, даже золой и водой из нее. А сухие ягоды так любит детвора!
6. У этого цветочного и лекарственного растения есть еще одно имя «капуцин» и пришло оно на территорию Европы из стран Южной Америки. Благодаря тому, что оно не прихотливо и не требует особых условий, хорошо прижилось в климатических условиях России и Европы. Отличный медонос. Эфирные масла используют не только в традиционной, но и народной медицине при интенсивном выпадении волос. Входит в состав препаратов, которые используют при лечении ангины, бронхите, а из листьев готовят настойки для лечения почек.
7. Это многолетнее дерево бывает белым и даже «козьим». Растет на берегах рек, ручьев, водоемов, в садах, у дорог. Кора его используется как болеутоляющее, тонизирующее средство, повышает свертываемость крови и даже при укреплении нервной системы и такой болезни, как тахикардии и простудных заболеваниях.
8. Она лучше растений остальных заменяет семерых докторов, врачей и прочих и голову никому не морочит. Витамина А и С в ней больше, чем в яйце. Много витамина К и полезного белка.
(Ответы: 1 – шалфей, 2 – иссоп, 3 – полынь, 4 – одуванчик, 5 – виноград, 6 – настурция, 7 – ива, 8 – крапив а)
Кроссворд команде 2 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название растения, которое более 2000 лет используется в народной медицине. Чай с этим растением – вкусный ароматный напиток, обладающий целым рядом целебных свойств. Это напиток, который дарит наслаждение и при этом успокаивает нервную систему, «укрепляет и бодрит организм».
Вопросы .
1. С этим растением мы встречаемся каждый день, когда чистим зубы и не только… «Она улучшает аппетит и здоровью не вредит»
2. Она получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. А препараты из ее листьев мы применяем при кашле и гриппе как потогонное средство, при заболеваниях печени.
3. Это дерево цветет позже других, но запах такой, что все медоносные пчелы в округе слетаются на этот запах. А цветки помогают вылечить вас от простуды.
4. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
5. Смолу, которую выделяет это колючее дерево, можно использовать для десен и она входит в состав лечебного лесного бальзама.
6. По французски ее называют Lilas, что в переводе означает «лиловый». В странах Западной Европы и Америки название растения связывают с окраской его цветков. В переводе с персидского – это просто» цветок», а в Иране и Турции она имеет название «лисий хвост» из-за формы соцветия. В России ее выращивали и в старинных помещичьих усадьбах, и в парках. Но это не только красивое растение, но еще и целебное, а в Донецке каких только сортов ее нет!
7. Это целебное растение пришло к нам из Южной Африки. Мякоть листа заживляет порезы и ранки, лечит ожоги. А соком хорошо лечить насморк, если его закапать в нос.
(Ответы: 1 – мята, 2 – ежевика, 3 – липа, 4 – иссоп, 5 – сосна, 6 – сирень, 7 –алоэ)

Педагог . А пока наши «интеллектуалы» разгадывают кроссворды, я с вами проведу «блиц-турнир» и узнаю, насколько вы знаете правила сбора и заготовки лекарственных растений. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который пополнит копилку той или другой команды. Начинаем наш «Блиц-турнир».
Вопросы .
1. Что относят к лекарственному сырью?
2. Что является источником для сбора лекарственных растений?
3. Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог?
4. Что нужно учитывать при сборе лекарственных растений?
5. Можно ли собирать лекарственные растения, занесенные в Красную Книгу?
6. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
7. Можно ли собирать завядшие цветки, цветки пораженные болезнями и вредителями?
8. В какое время суток надо собирать лекарственные растения?
9. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
10. Когда нужно собирать лепестки эфиромасличной розы и других аналогичных растений, чтобы не улетучились масла?
11. Когда нужно собирать кору и с каких деревьев?
12. В какой период развития растений собирают лекарственные травы?
13. Каким способом вы соберете траву зверобоя, череды, пустырника, полыни?
14. В какое время года собирают корни, корневища, клубни и каким способом?
15. В какое время года собирают почки деревьев?
16. Как нужно сушить лекарственные травы?
17. При какой температуре нужно сушить лекарственное сырье с высоким содержанием витамина С?
18. Как определить, высушены лекарственные растения или нет?
19. Можно ли выдергивать растения с корнями?
20. Как надо собирать ягоды и в какое время суток?

Педагог . Итак. Блиц-турнир закончился и вы показали хорошие знания по лекарственным растениям и внесли свой вклад в копилку каждой команды. А теперь мы можем подвести итоги мероприятия, о которых нам расскажет жюри.
Член жюри . Ребята! Подводя итоги, можно отметить, что Вы показали свои знания по лекарственным растениям и фитотерапии. А по сумме баллов у нас нет победителя – обе команды набрали максимальное количество баллов и поэтому ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!
Педагог . А сейчас мы пойдем на «чаепитие» с лекарственными травами, посвященный дружбе и нашим «интеллектуалам».

Внеклассное мероприятие

«Зелёная аптека»

Цель:

    знакомство с различными лекарственными растениями, применением;

Образовательные задачи:

    закрепление в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии, социально-бытовой ориентировки;

    вовлечение в словарный запас новых слов и выражений;

    развитие коммуникативных навыков;

    осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

    развитие памяти, внимания;

    развитие образного мышления;

    развитие творческого воображения;

    развитие восприятия;

    повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    развитие творческих способностей учащихся;

    самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Ход мероприятия (слайд № 1)

Ведущий: “Зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств. Сегодня мы поговорим об этих растениях. Я приглашаю вас принять участие в игре «Зелёная аптека». Но для этого нам нужно выбрать игроков.

Представляю наши команды: команда – «ФАРМАЦЕВТЫ» и команда – «ТРАВНИКИ»

Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Наше жюри будет оценивать участников по пятибалльной системе.

Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!

(слайд № 2)

Ведущий: Лес - не только для забавы,

Он - богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом одни лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Я могу вас научить.

(слайд № 3)

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой

Конкурс 1. « Загадочный цветок » (слайд № 4)

Ведущий: (слайд № 5) По 2 человека от каждой команды получают конверт с разрезанным на части цветком. Нужно собрать цветок. Кто быстрее? За правильно собранный цветок и быстроту команда получает 5 баллов.

Болельщикам предлагается подумать (по щелчку) - об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”

По окончании выполнения задания – проверка.


Незабудка

(слайд № 6) В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.


Конкурс 2. « Что сначала, что потом? »

(слайд № 7)

Ведущий: (слайд № 8) По 2 человека от каждой команды получают конверт с карточками. В течение двух минут вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. За временем будет следить один из членов жюри. За задание можно заработать 3 балла.

(слайд № 9)

Проверка задания (по щелчку) Правильная последовательность картинок: 1,2,3,4.

Мать – и - мачеха

(слайд № 10)

В народной медицине мать-и-мачеху применяют при кашле, болезнях печени, ангине, простудных заболеваниях (насморке), туберкулезе легких.


Одуванчик

(слайд № 11) .

Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах.

Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях. Одуванчик обыкновенный обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным свойствами. Настойка из листьев одуванчика снимает интоксикацию, вызванную укусами змей.

Конкурс 3. « Шиворот - навыворот » (слайд № 12)

Ведущий: (слайд № 13) По 2 человека от каждой команды получают конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово команда получает максимально 3 балла.

(слайд № 14) ЛАИАМН – Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

По окончании задания (по щелчку) – проверка.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.


Малина

(слайд № 15)

Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.

Земляника

(
слайд № 16)

Чай из высушенных листьев земляники при болезнях селезенки, гастрите, бронхиальной астме, неврастении и бессоннице, для улучшения аппетита и пищеварения. Настои листьев и вкусных плодов эффективны при авитаминозах, атеросклерозе, маточных кровотечениях, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие.


Конкурс 4. «Лабиринт из лекарственных

растений » (слайд № 17)

Ведущий: (слайд № 18) На стол каждой команде выдается по карточке с лабиринтом. Каждый участник проходит один этап лабиринта и передает карточку следующему игроку.

Нужно как можно быстрее его пройти. Необходимо номер загадки проставить рядом с соответствующим цветком. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.

Ромашка

( слайд № 19)

Настоем ромашки промывают раны, делают примочки, полощут рот и горло при ангинах, ларингитах.

Василёк

(слайд № 20)

Лекарственные препараты из василька синего применяют при заболевании почек, мочевого пузыря .

Конкурс 5. « Загадки» (слайд № 21)

Ведущий: (по щелчку) Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 22)
1. Очень полезны те ягоды, детки,

И для желудка, уж вы мне поверьте,

Да и для глаз не мешают они,

В меню космонавтов они включены. (по щелчку) (Черника)

(слайд № 23)

2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (по щелчку) (Календула.)
(слайд № 24)
3. «Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (по щелчку) (Валерьяна)
(слайд № 25)
4. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.(по щелчку) (Подорожник.)

(слайд № 26)

5. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (по щелчку) (Душица)

(слайд № 27)

6. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (по щелчку) (Крапива)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Душица

(слайд № 28)

Траву назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при бронхитах, для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.

Подорожник

(слайд № 29)

Конкурс 6. « Стоп – кадр» (слайд № 30)

Ведущий: (по щелчку ) Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

    Липа. (слайд № 31)

    Клен. (слайд № 32)

    Дуб. (слайд № 33)

    Ольха. (слайд № 34)

    Сосна. (слайд № 35)

    Береза. (слайд № 36)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.


Сосна

(слайд № 37)

Настой сосновой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство, используют для снятия болей при заболеваниях суставов.


Берёза

(слайд № 38)

Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство.

Конкурс 7. « Ребусы» (слайд № 39)

Ведущий: (по щелчку) Разгадайте ребусы.

Команды будут отвечать по очереди.

За каждое правильно названное растение команда получает 5 баллов.

Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 40)


(по щелчку) КАЛАНХОЕ

(слайд № 41)


(по щелчку ) ЗОЛОТОЙ УС

(слайд № 42)


(по щелчку) САНСЕВЬЕРА

(слайд № 43)


(по щелчку) АЛОЕ

(слайд № 44)

Ведущий: В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.

Сегодня мы вспомнили давно известные нам растения.

Хочется надеяться, что полученные в ходе игры знания о лекарственных свойствах растений вы сможете успешно применять в различных жизненных ситуациях.

(слайд № 45)

Спасибо за внимание!

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется победитель.

Литературное путешествие в мир лекарственных растений.

Ведущий: Щедра земля наша. Произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На необозримых просторах, точно золотые россыпи, разбросаны дикорастущие растения. И среди них есть травы, цветы, деревья по-особому дорогие людям. И не только потому, что радуют неповторимой красотой и помогают лечить разные хвори, но и оттого, что олицетворяют самое близкое человеку – любовь, верность, чистоту, дружбу.

Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам используются с древних времен. Опыт применения их накапливался веками и привел к созданию народной медицины. Об использовании различных растений в лекарственных целях можно рассказать с помощью старинных легенд и преданий, мифов и сказаний, с использованием пословиц, поговорок и загадок, описаний народных поверий и обычаев. Обратите внимание, как в поэтическом слове с древнейших времен и до наших дней будто случайно, мимоходом, но порой удивительно точно подмечались наиболее характерные и важные для человека свойства растений, их целебное воздействие.

Чтец: Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты – природой написанный странный рецепт.

И мне видится: тонкие корешки

В аккуратные сыплются порошки,

И качаются склянки с ромашкой на пробке,

И пилюли слагаются с веток в коробки.

Вы горячкой больны – вам накапали степь,

Вы в жару – нате степь на горчичном листе.

С.Кирсанов.

Ведущий: В самом деле, творцы произведений искусства при взгляде на травы, цветы, деревья замедляли свои шаги довольно часто. И тогда рождались, посвященные им, картины, музыкальные и художественные произведения. А сколько легенд, сказаний, загадок посвящено различным лекарственным растениям.

И сегодня мы попробуем рассказать о лекарственных растениях, которые знакомы нам с детства, языком легенд.

Отгадайте загадку: зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Участники отвечают: береза ).

Береза – символ России и вечной красоты нашей природы. Недаром о ней сложено столько песен и стихотворений.

Чтец: Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

В.А.Рождественский.

Ведущий: Русское слово «береза» очень древнее. Оно едино для всех славянских языков и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры).

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название апреля – «березозол».

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы.

Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (отмечается в четверг на седьмой неделе после Пасхи). Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

В этот день в селение вносили распустившуюся березу, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой.

У всех славянских народов береза – символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала.

Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой, часто это юная девушка в зеленой косынке, и всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством.

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха вперед – мокрое.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Бесчисленны пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой.

Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.

Бела береста – да деготь черен.

Для врага и береза – угроза.

Береза ум дает (о розгах).

Стоят столбики беленые, на них шапочки зеленые.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

В белом сарафане встала на поляне.

А из песен и стихов о березе можно составить большой поэтический сборник.

Чтец: Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну своих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

С.Есенин.

Ведущий: А сколько у березы целебных свойств. Почки и листья заваривают как чай, его пьют при отеках, одышке, болезни печени. С березовыми почками принимают ванны. Самое же ценное – березовый гриб (чага), настоями которого лечатся при язвах, гастрите, раке. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах. Березовый веник – непременный атрибут русской оздоровительной бани.

Береза – гостеприимное дерево. Березовая роща радушно принимает к себе разные кустарники, травы, цветы. В березовых лесах живет много лекарственных растений. Отгадайте, что за целебные травы растут под березами.

Березовые вопросы.

1. Растение, которым сводят бородавки.

(чистотел)

2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея.

(бессмертник)

3. Целебный цветок – предок всех роз.

(шиповник)

4. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает «целитель ран».

(зверобой)

5. Растение, обладающее целительными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья.

(валериана)

6. Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель.

(крапива)

7. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные.

(ромашка)

8. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев.

(тысячелистник)

Ведущий: Скажите, какую траву и слепой знает? (Участники отвечают: крапива ).

«Злюка», «зараза», «чертов сорняк» – вот только печатные эпитеты, которыми часто награждают крапиву. Однако надо быть справедливыми, крапива, может быть и не самое декоративное растение, но очень полезное.

Чтец: Я крапиву сорвал,

Я приставил к букету крапиву!

И – о чудо! – зеленая, мощная сочность крапивы

Озарила цветы.

В.Солоухин.

Ведущий: Жегалка, жигалка, стракива, стрекава, стрекучка, ожига, жгучка, жигучка, огонь крапива – это все имена, которыми, согласно Толковому словарю В.Л.Даля, награждали крапиву на Руси.

В старину крапива занимала не последнее место в жизни людей, это подтверждает обилие пословиц, поговорок, загадок и обрядов, связанных с этим растением.

Если бы на крапиву не мороз, с нею б и сладу не было.

С ним водится, что в крапиву садиться.

Не садись под чужой забор, а хоть в крапиву, да в свой.

Хоть и не огонь, а жжется.

Сама холодная, а людей жжет.

Стоит зелена, дотронешься – ошпаришься, а свинья съест – не подавиться.

У русского народа крапива пользовалась известностью как магическое растение.

Старики утверждали, что русалки, ведьмы, лешие и другая нечисть всего более боится крапивы и осины. В ночь на Иванов день крапиву, собранную ранним утром, использовали для устройства «купальских огней», для того, чтобы отгонять болезни и другие напасти от людей и домашних животных; раскладывали ее на окнах, порогах домов и в хлевах, чтобы защитить их от нечистой силы.

Старинный магический метод лечения лихорадки состоял в том, чтобы, крепко ухватив крапиву, вырвать ее с корнем, назвав при этом имя больного и имена его родителей.

Самыми сильными охранными и целительными свойствами обладали та крапива, которая росла в никогда не освещаемых солнцем местах.

Долгое время крапива использовалась в качестве волокна для выработки тканей.

В старину изделия из крапивы занимали не последнее место у славянских народов. Из крапивной пряжи вязали носки, которые носили при ревматизме и радикулите. Лубяные волокна крапивы шли на выработку пряжи, веревок, каната, шпагата, грубых тканей, рыболовных снастей, которые отличались крепостью, легкостью, долго не намокали в воде и не гнили, а также делали из них сита для процеживания меда и просеивания муки.

Ткань полученная из более мягких нитей крапивы, шла на рубахи и скатерти, полотенца, постельное белье и другие тонкотканные изделия. Из более твердых нитей крапивы готовили пряжу, идущую на грубое полотно – ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов.

Крапиве как магическому и прядильному растению посвящена одна из самых поэтических сказок Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди». По словам доброй волшебницы, принцесса Эльза могла только одним способом спасти своих братьев – диких лебедей: сплести для них кольчуги из стеблей крапивы. Однако за время всей работы она не смела произнести ни одного слова, в противном случае вся ее работа была бы напрасной. Кроме того, волшебной силой обладала только та крапива, которая росла на кладбище. Желание спасти братьев было таким сильным, что никакие обстоятельства – ни разлука с любимым мужем, ни обвинение в колдовстве и осуждение на казнь – не могли заставит Эльзу прекратить плетение кольчуг из крапивы. Уже по пути к месту казни в последний момент она успевает накинуть на диких лебедей кольчуги из крапивы, и все одиннадцать лебедей превращаются в прекрасных принцев. Так Эльза волшебной силой крапивы и силой своей любви спасла братьев.

На Руси крапива широко использовалась как пищевое растение. Издавна у крестьян почитались крапивные щи, недаром существует народная поговорка «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится». Из ее листьев готовят супы, салаты, пюре.

Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в годы тяжелых испытаний. Во время ВОВ это был единственный источник витаминов. Поэтому крапиву сушили, засаливали, заготавливали впрок на зиму.

Чтец: Я цветы обходил стороной,

Их считал за ненужное диво.

Я искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зеленым огнем,

Обрезал ей колючие ножки.

Необычного цвета лепешки,

Обжигаясь, мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо.

На задворках стоит крапива.

Словно память тех грозных годов.

В.Сергин.

Ведущий: Как лекарственное растение крапива известна давно. Еще Гиппократ, Плиний и Диоскорид упоминали об этом растении как о лекарственном. Римский поэт Овидий называл в своих трактатах крапиву основным компонентом для приготовления эликсира любви. В 11 веке в сочинении итальянского врача Одо из Мена крапива упоминается как четвертое лекарственное растение, ей посвящены 45 стихотворных строк. В «Салернском кодексе здоровья» читаем целую поэму во славу крапивы.

Чтец: Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,

Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.

Примется пить это средство – и кашель запущенный сдастся,

Холод из легких оно изгоняет и язвы чрева,

Верную помощь дает при различных болезнях суставов.

Взятое жатвы порой и сушеное семя крапивы

Будет полезным лекарством во множестве случаев разных.

Ведущий: Современная медицина тоже отличает крапиву. «Одна крапива заменяет семерых врачей»,- говорит народная мудрость.

Ее используют как кровоостанавливающее при различных кровотечениях. Настой из цветков применяют как мочегонное и как средство против хронических заболеваний кожи, употребляют как ранозаживляющее, препятствующее нагноению средство наружного на язвы, раны. При застарелом кашле рекомендуют корни крапивы, сваренные в сахарном сиропе. Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

Крапива поистине вездесуща. Она растет везде и всюду, часто мешая развиваться нашим огородным культурам. Давайте попутешествуем по огородам и отгадаем, каким же растениям докучает крапива.

Крапивные вопросы .

1. Эта овощная культура – иностранка на наших полях, прибывшая из-за океана, правда, очень даже к нам прижившаяся. Ее родина – горные плато в Перу. Привез ее в Европу в середине 16 века Христофор Колумб. Первое время ее выращивали любители редких растений и не на грядках, а в цветочных горшках. В конце 18 века оно было еще новинкой. Французская королева украшала свое платье цветами этой культуры, а плоды подавали только на обед королю.

В России новинку приняли не сразу, кое-где даже начались бунты. Русские мужики поверили слухам, будто растение это сажать грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. Но постепенно крестьяне убедились в полезных качествах этой овощной культуры, ведь в долгие студеные зимы она спасала от голода целые семьи.

(картофель)

2. Древние греки считали это растение пищей бедняков. Тем не менее, Пифагор назвал его царем приправ. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до чумы и безумия. Одно из объяснений того, что во время строительства египетских пирамид многочисленные рабы, содержащиеся в ужасных условиях, избежали эпидемий, состоит в том, что в их рацион ежедневно входило это растение. Оно содержит летучие вещества – фитонциды, благодаря которым достаточно 1-2 минут, чтобы уничтожить возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д.

(чеснок)

3. Как и картофель, это растение в Европу привезли испанские моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было главной пищей. Семена растения варили и жарили, из них же готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных. В Европе наравне с пшеницей, рисом и картофелем это растение называют кормилицей человечества. Еще бы! Ведь все, что собрано с поля: «вершки и корешки», – идет в дело, ничего не пропадает: стебли и листья отправляют на корм скоту, а золотые зерна попадают на наш стол.

(кукуруза)

4. В Древней Греции венком из этого растения награждали победителей Олимпийских игр. Это пряное растение имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими, как камень. Это растение широко применяют в кулинарии в качестве гарнира и приправы; его добавляют в первые и вторые блюда сразу перед подачей на стол. Именем этого растения назван один из сказочных героев славянских народов.

(петрушка)

Чтец: О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой прелести твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем исходят сны!

Как ты пленителен, подарок,

Воспламеняющей весны!

А.Фет.

Ведущий: Ландыш. Латинское название этого цветка в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтичных легенд. Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез – это они, Садки и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Обездоленная горем, навсегда ушла Волхова в свое холодное подводное царство.

В Англии существует предание о битве святого Леонарда, одного из подвижников Хлодвига, со страшным драконом. Три дня и три ночи продолжалась кровавая битва. На четвертый день, теряя силы Леонард, наконец, увидел, как страшное чудовище, волоча свой длинный хвост, уползло в глубь леса. чтобы больше никогда оттуда не появляться. Битва эта дорого обошлась Леонарду: его тело было жестоко изранено клыками и когтями дракона. На том месте, куда капали капли крови святого, выросли цветы чистоты и святости – ландыши. И сейчас на месте битвы можно видеть эти белые душистые цветки.

С глубокого средневековья во Франции сохранился «праздник ландышей». Его отмечают в первое воскресенье мая. Накануне, после полудня, жители деревень отправляются в ближайший лес за ландышами. Набрав букеты, к вечеру возвращаются домой. На другой день утром собранными ландышами украшают комнаты, окна и даже двери. После веселого завтрака устраивают танцы. Каждый танцующий имеет по букетику ландышей. Девушки прикалывают его к корсажу, а юноши – в петлицы сюртуков. Молодые люди, понравившиеся друг другу, обмениваются букетами. Не принять ландыши или дать бросить их на землю означало неприязнь или даже отвращение. Нередко такие танцы заканчивались объяснением в любви.

Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, Леся Украинка, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность.

«Царем цветов я признаю ландыш, – писал П.И.Чайковский,- к нему у меня какое-то бешеное обожание. Один вид этих милых цветов, красующихся в эту минуту на столе моем, уже достаточен, чтобы внушить любовь к жизни». Ландышам композитор посвятил стихотворение:

Чтец: Я жду весны. И вот волшебница явилась.

Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.

И речки потекли, и роща огласилась,

И, наконец, настал давно желанный день.

Скорее в лес! Бегу знакомою тропою,

Ужель сбылись мечты, осуществились сны?

Вот он! Склоняясь к земле, я трепетной рукою

Срываю чудный дар волшебницы весны.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры –

Но прелести в них нет таинственной твоей.

Ведущий: Не менее прочувствованные, полные восхищения стихи посвятил ландышу Валерий Брюсов.

Чтец: Ландыш милый, ландыш нежный

Белый ландыш, ландыш снежный

Наш цветок!

Встал ты меж зеленых створок,

Чтоб тебя, кто только зорок,

Видеть мог.

Колокольчики качая

В воздухе веселом мая,

Бел и чист,

Ты, как звезды, в травах светишь,

Ты узором тонким метишь

Полный лист.

Восковой и весь нездешний

Ты блаженней, ты безгрешней

Всех цветов.

Белый, белый, белый, белый

Беспорочный, онемелый

Тайный зов!..

Ведущий: Та же тема неразрывности весны и ландыша звучит в стихотворении С.Я.Маршака.

Чтец: Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой.

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все сое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Ведущий: Любимый поэтами цветок известен и как лекарственное растение, выдержавшее испытание временем. С древности и по настоящее время он широко применяется в медицине.

Особенной популярностью он пользовался в средние века. Правда, иногда ему приписывали слишком много целебной силы. Эти заблуждения запечатлел в романе «Приключения Давида Бальфура» английский писатель Р.Стивенсон: «Взять цветов ландыша, настоять их и пить ложку или две, когда понадобиться,- говорилось в старинном рецепте. – Этот напиток возвращает речь тем, кого разбил паралич, он очень хорош от подагры, успокаивает сердце и укрепляет память. А если поставить бутылку с цветами ландыша на муравьиную кочку, то получится напиток, одинаково полезный и здоровому, и больному, и мужчине, и женщине».

На Руси ландыш употребляли против водянки, заболеваний сердца, эпилепсии, коликов в животе и др. Ягоды растения использовались знахарями «от чоху, от гомозу и от жениной журьбы». Девушки в деревне соком этого растения натирали щеки, чтобы быть румяными.

В настоящее время препараты ландыша применяют при острой и хронической недостаточности кровообращения, сердечной недостаточности. Действуют они как успокаивающее при неврозах сердца и как мочегонные средства.

Не только ландыш является лекарственным растением. Многие другие цветы обладают целебными свойствами. Угадайте, о каких цветах идет речь.

Цветочные вопросы.

1.С незапамятных времен именем этого цветка называют самовлюбленных людей. И повинна в этом древнегреческая легенда. В ней говориться, что жил в далекие времена прекрасный юноша с редким именем. Однажды его увидела нимфа Эхо и сильно полюбила, но юноша, увидевший в реке свое отражение, влюбился в него и не ответил на любовь нимфы, которая от мук неразделенной любви высохла так, что от нее остался только голос. Рассерженные боги превратили самовлюбленного юношу в цветок, дав ему его имя.

Этот цветок используют как лекарственное растение: его листьями можно залечивать раны.

(Нарцисс)

2. Свое название этот цветок получил от окраски лепестков, в переводе с кельтского оно означает «белый». Средневековые алхимики приписывали цветку неземное происхождение и называли его «золотой корень». А в Сибири его называют «пылающее сердце». По легенде, цветок вырос из сердца казака, и кто к нему прикоснется, тот станет сильным, смелым и мужественным. В некоторых странах луковицы этого цветка издавна используют как овощное и лекарственное растение. Из них готовят сладкую приправу, варенье, а сушеные цветки кладут в суп. Сушеные луковицы измельчают и варят их них кашу. Кроме этого, цветками лечат раны, ожоги, а пыльцой – эпилепсию.

(Лилия)

3. Имя этого цветка греческого происхождения, он получил его в честь богини Ириды, и в переводе на русский язык оно означает – радуга. И действительно, цветки этого растения – самых разнообразных оттенков и окрасок. Цветок имеет много полезных свойств. Из корневищ растения получают крахмал, из листьев изготовляют волокна для веревок и грубых тканей. Сухие корневища цветка используют в парфюмерии. Корневища, цветки и семена растения используют как целебные препараты при различных заболеваниях.

(Ирис)

4. Название этого цветка в переводе с латинского означает «меч». Листья его торчат, как острые шпаги, поэтому растение по-русски раньше называли шпажником. По древнеримской легенде, в цветок превратился обагренный кровью меч гладиатора. Его хозяин погиб, но боги, видевшие, как он храбро сражался на арене цирка, сжалились и вернули ему жизнь. В листьях этого растения обнаружен витамин С и вещество сапонин, применяющееся в медицине при легочных и почечных заболеваниях.

(Гладиолус)

Ведущий: Какое растение не возьми – все любопытно, каждое имеет свои целебные свойства. Природа мудра, ибо она – жизнь. Люди с древнейших времен изумлялись растениям и создавали о них легенды, сказки, стихи, связывали с ними свои обычаи и обряды. Так давайте учится видеть в окружающих нас деревьях, травах и цветах не просто растения, но источник вдохновения, красоты и мудрости.

Чтец: Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Вс.Рождественский.

Литература:

1. Кравченко Т. «Нам от болезней всех полезней»: Ботаническая экскурсия в мир лекарственных растений // Библиополе.- 2001.- №1.- С.63-69.

2. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях.- М.: Выс. шк., 1992 .- 272 с.

3.Сигналова О. «О бедной крапиве замолвите слово» // В мире растений.- 2004.- №2.- С.18-23.

МР Калтасинский район РБ Бабаевская СОШ

Внеклассное мероприятие на тему

« Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений»

Выполнила учительница МОБУ Бабаевская СОШ

Ахмадиева Татьяна Васильевна

2016 г.

Тема: Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : рисунки, фотографии лекарственных растений, гербарий, кроссворд, ребусы, экологические знаки, запись «Голоса птиц».

Ход занятия

I. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями царства Флоры (растительного мира). Эти жители – лекарственные растения. Вы узнаете, какие растения называются лекарственными, где они растут, как правильно собирать их.

II. Экологическая остановка.

К нам спешит важный гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете его имя.

Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик.)

Ребята, что обозначает этот экологический знак?

Почему нельзя рвать цветы? (Они не успели дать семена.)

Самое неприятное для путешественника – поранить ногу и потерять возможность передвигаться. Но помочь может «зеленая аптека».

У дорог растет невзрачный цветок подорожник с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян. Сорви листок, приложи его к больному месту, и ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Скоро перестанешь хромать и забудешь о своем спасителе. Что о нем помнить? Ведь это всего-навсего подорожник.

3 Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Учащиеся составляют правила и рисуют экологические знаки.

П р а в и л о п е р в о е: что собирать .

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

П р а в и л о в т о р о е: когда собирать .

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, мать-и-мачеху – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

П р а в и л о т р е т ь е: как собирать .

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

П р а в и л о ч е т в е р т о е: где собирать .

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его нельзя. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять .

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки.

При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь. Тогда все пойдет в дело, ничто не пропадет.

4 Викторина «Зеленая аптека под ногами».

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его и рассказывают о его применении.

О п и с а н и е 1. Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. (Крапива.)

О п и с а н и е 2. Эта ягода – одна из любимейших ягод в Сибири, называют ее виноградом Севера. И действительно, по пищевым и лечебным целям она не уступает солнечной ягоде. В Сибири растет в зоне хвойных лесов. Собирают ягоды два раза в год – осенью и весной. (Клюква.)

О п и с а н и е 3. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. (Липа.)

О п и с а н и е 4. Это растение используют в медицине как отхаркивающее средство при кашле. Кто бывал на торфяных болотах в жаркий летний день, наверняка помнит сильный одурманивающий запах. Источник – листья одного из растений. Название его произошло от старинного слова «багулить» – отравлять. (Багульник.)

О п и с а н и е 5. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от девяноста девяти болезней». Специальным царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, как оказалось, зря. Ее много и в лесах Европейской части России. Народная молва наделила траву «страшной» силой – дескать, косит она всякое зверье направо и налево. Отсюда и название травы. Что это за трава? (Зверобой.)

О п и с а н и е 6. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как эту траву называет русский народ? (Тысячелистник.)

V. Ребусы «Лекарственные растения».




6 Итог занятия.

Какие растения называют лекарственными?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.


В о п р о с ы к к р о с с в о р д у :

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

(Валериана.)

2. Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

(Ромашка.)

3. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

4. Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат, и калечат.

(Зверобой. )

5. Сидит Аленка

В красной рубашонке;

Кто мимо идет –

Всяк поклонится.

(Земляника.)

6. Степной травы пучок простой,

Он и сухой благоухает.

И разом степи надо мной

Все обаянье воскрешает…

(Полынь.)

7. В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть.

(Черника.)

8. Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь на дороге.

(Подорожник.)

9. У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки.

(Мать-и-мачеха.)

10. Коготок короток,

А сквозь землю прошел –

Шапку золота нашел.

(Календула.)

11. Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость,

И садам – украшение,

И дроздам – угощение.

(Рябина.)

К л ю ч е в а я ф р а з а : лекарственные растения.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: "Беда, беда!"

Что в огороде? (Лебеда)

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом... (медуница)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч..., отгадай.чабрец

2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам …

3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? рябина

4. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, … петрушка

5. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - … лук

6. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.боярышник

7. Под землей живёт семейка,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать...

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.одуванчик

9. Этот овощ тыкве брат -
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... кабачок

10. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.шиповник

11. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. шиповник

12. Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.

13. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.

14. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

Надеюсь, что разгадать загадки не составило большого труда. Ведь с ними мы хорошо знакомы. Ниже даются правильные ответы на загадки про растения и очень краткое описание их целительных действий. Думаю, что они еще сыграют немаловажную роль в жизни каждого из нас. Но помните, что каждое растение имеет не только целебные свойства, но и противопоказания. Поэтому не забудьте посоветоваться с врачом, перед тем как применять их.

1. Чабрец . Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство, применяют при глистах.

2. Укроп . Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.

3. Рябина . Рекомендуется при атеросклерозе. Фитонциды рябины смертельны для бактерий золотистого стафилококка и сальмонелл, а также для плесневого грибка. Ее часто применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство.

4. Петрушка . В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче- и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.

5. Лук . Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.

6. Боярышник . Прописывают его при атеросклерозе, гипертонии, аритмиях, сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.

7. Картошка . - Улучшает обмен веществ, целебна при ожогах, экземах. Ее сок благотворно действует при гастритах с повышенной кислотностью, способствует рубцеванию язв, снижению кровяного давления.

9. Кабачок . Способствует нормализации водно-солевого обмена и очищению крови, в качестве мочегонного и помогает избавиться от излишков воды и соли.

10. Шиповник . Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.

11. Женьшень . Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдроеа хронической усталости, для восстановления организма.

12. Крапива . Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

13. Полынь . В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 - перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, аскаридозе, лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.

14. Подорожник . В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, гликозид аукубин, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...