Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Конспект практической работы на тему законы ньютона. Конспект урока по физике "применение законов ньютона"

План-конспект урока по физике в 9м классе

Тема урока: Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея

Дата проведения: 22.01.2013

Цели урока:

Образовательная: Изучить III закон Ньютона, его особенности и значение, сформировать умение у учащихся применять III закон Ньютона для решения практических, логических, качественных задач. Изучить принцип относительности Галилея

Развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать. Делать выводы, формировать учебно-коммуникативные навыки и умения учащихся:
- отвечать на вопросы в соответствии с их характером;
- уметь вести диалог с целью уточнения, получения, систематизации информации, с целью закрепления данной темы;
- строить рассказ о физическом законе на основе плана;
- умение пользоваться физическими приборами.

Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, уверенность, самостоятельность, умение слушать своих товарищей.

Здоровьесберегающая: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья во время обучения физике.

Тип урока:

Изучение нового материала

Вид урока:

Комбинированный

ТСО: мультимедийная доска, мультимедео и видео сопровождение

Структура урока:

Организационный этап 2 мин

Актуализация опорных знаний 10 мин

Изучение новой темы 20 мин

Закрепление 5мин

Рефлексия,д/з. 8 мин

Ход урока.

Организационный этап

Эпиграф: Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.

Йсаак Ньютон(1643-1727)

Ребята! Я рада Вас приветствовать, и приглашаю совершить на автобусе увлекательное путешествие по стране «Динамика». И мы знаем, что основными в динамике являются законы Ньютона, которые мы продолжим изучать в ходе этого путешествия. А Исаак Ньютон незадолго перед смертью, словно оглядывая свою жизнь, такую спокойную внешне и такую неистово бурную внутренне, писал:

«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным»

Актуализация опорных знаний

Но для того что бы отправиться в путь, необходимо проверить состояние всех деталей автобуса. Обнаружены неисправности спущены шины, нужно накачать воздух в колеса, наполнить их знаниями. Для этого ответим на вопросы по пройденным темам:

1.Что такое сила?

2.Первый закон Ньютона

3.Второй закон Ньютона

4. На автобус действуют сила тяги 6кН и сила трения 3кН. Автобус движется с ускорением 1м\с2. Чему равна масса автобуса?

Получаем билет в наш автобус - это и есть тема нашего урока.

Записываем тему в рабочий конспект: Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Проложим маршрут для нашей экскурсии. Глядя на тему урока, сформулируйте задачи, которые хотелось бы решить

Формулируют учащиеся:

Познакомиться с принципом относительности Галилея

Изучение новой темы

Мотивация:

Итак, ребята, Вы изучили I и II закон Ньютона, узнали, при каком условии тело сохраняет свою скорость постоянной в ИСО, о том, что в результате взаимодействия тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально силе и обратно пропорционально его массе. Но ни I, ни II закон Ньютона не говорит нам о том, что же будет происходить со вторым взаимодействующим телом. Речь пойдет об этом в III законе Ньютона.

Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?

Боль.
- Почему? Ведь это вы бьете стол, а не он вас.

Ответы на эти вопросы мы узнаем, если изучим III закон Ньютона.

III закон Ньютона объясняет явление отдачи при выстреле. Откат пушки и есть результат отдачи при выстреле. III закон Ньютона лежит в основе реактивного движения, движения кальмара и т.д.

Посмотрим кинофильм “III закон Ньютона”.

После просмотра кинофильма мы ответим на вопросы:
- Как формулируется III закон Ньютона?
- Могут ли эти силы возникать по одной?
- Какова природа этих сил?
- Можно ли эти силы складывать?

Откройте учебник на стр. 103, найдите запись третьего з-на и коротко запишите в конспект.

Мы изучили законы Ньютона. Познакомимся еще с одним важным положением в механике - принципом относительности Галилея.

Какую систему отсчета называют инерциальной?

Будет ли инерциальной система отсчета, которая движется с постоянной скоростью относительно инерциальной системы отсчета.

Будут ли выполняться в неинерциальных системах отсчета законы Ньютона?

Является ли геоцентрическая система строго инерциальной?

Теоретическое обоснование принципа относительности.

Галилео Галилей писал: « Заключите себя с каким-нибудь приятелем в зале под палубой какого-нибудь большого корабля и заставьте привести в движение корабль с какой угодно быстротой и вот (если только движение будет равномерным) вы не заметите ни малейшей перемены во всех явлениях и ни по одному из них не в состоянии будете судить - движется ли корабль или стоит на месте…»

Вопросы учащимся:

Если вы совершаете путешествие в самолете, ощущается ли скорость, с которой движется самолет?

Необходимо обратить внимание учащихся, что в инерциальных системах отсчета тождественны законы динамики, а не кинематические величины.

Какова форма траектории падения мяча в равномерно и прямолинейно движущемся автобусе?

(вертикальная линия)

Какую траекторию опишет падающий мяч относительно Земли? (Часть параболы)

Почему траектории движения одного и того же тела различны? (В движущемся поезде, начальная скорость тела, равна нулю. А для наблюдателя на Земле, начальная скорость тела равна скорости автобуса, относительно Земли.)

Какие явления начнут происходить в автобусе, если он будет двигаться с ускорением?

(Вода будет выплескиваться из стакана, предметы, находившиеся в покое на столе, начнут приходить в движение без видимой причины.)

В данном случае автобус считается неинерциальной системой отсчета и законы Ньютона в ней не выполняются.

Закрепление

Физкультминутка. «Поездка в автобусе»

Внимание. Ребята, впереди знак «Извилистая дорога». Вы - пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.

Автобус резко тормозит.

Автобус плавно отъезжает от остановки.

Автобус резко тормозит.

Поворот влево на большой скорости.

Поворот вправо на большой скорости.

Автобус движется равномерно и прямолинейно.

Нас остановил контролер. Ответьте на ваши вопросы, которые Вы получили в билетах.

Отвечаем на вопросы вместе, проводим взаимопроверку.

Котролер убедился в ваших знаниях физики и предлагает веселую задачу. Белку, прижимающую к себе орехи, посадили на очень гладкий стол и слегка толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка почувствовала опасность. Она знает законы физики и предотвращает падение со скользкого стола. Каким образом?

Ответ: Несмотря на то, что задача вызывает улыбку, она безусловно имеет решение.

Так как стол гладкий, то силами трения мы вынуждены пренебречь. Зацепиться белке просто не за что. Выход для белки, знающей законы Ньютона - отбросить в противоположную направлению своего движения сторону все орехи со всей силой, которая есть у белочки. Бросок создаст силу противодействия движению. Орехи, отделяясь от белки, затормозят её.
Примерно по такому же принципу летит ракета, поднимаясь вверх.

Рефлексия,д/з.

Наш урок подходит к завершению. Давайте оценим нашу деятельность на уроке. Получилось ли у нас решить поставленные задачи к уроку? Вспомним их.

Изучить третий закон Ньютона;

Познакомиться с принципом относительности Галилея Дамашняе заданне К следующему уроку

§ 12, упр. 12 №1, 2

Большое спасибо за приятное путешествие, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний. Великий океан по-прежнему расстилается перед вами и не исследован до конца. Оцените свою работу на уроке. Вам достался орешек от белочки, если вы все усвоили на уроке то положим его обратно в красную корзину к белочке, если остались некоторые вопросы по теме, вы не до конца поняли все на уроке, то кладем в синюю корзинку белочки. Приложение2

* Если время останется отвечаем на вопросы

Вы отталкиваетесь от Земли с силой 50Н. С какой силой Земля отталкивает Вас?

20 человек разделилось на две команды по перетягиванию каната. Какой будет сила натяжения каната, если каждый прикладывает силу 200Н.

Ожидаемый ответ: 10∙200Н=2000Н

Яблоко падает на Землю, потому что его притягивает Земля. Но с такой же силой и яблоко притягивает земной шар. Можно ли сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

Ожидаемый ответ: Да можно. Равные силы притяжения сообщают яблоку ускорение ≈ 10м/с2, а земному шару во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока.

Человек стоит на стуле. Когда человек спрыгивает со стула, то мы видим, как он падает на Землю. Почему же земля не падает на Человека?

О каких законах идет речь?

Здоровый человек передвигается по льду или скользкой дороге, делая частые мелкие шаги.

Получив в боксерском поединке, удар в челюсть, можете смело говорить после нокдауна «Ох, и ударил я его сегодня».

Проанализируйте и скажите, что объединяет все эти на первый взгляд разные примеры?

Ожидаемый ответ: все эти примеры показывают, что в природе не бывает так, чтобы только одно тело действовало на другое тело, а это другое тело на первое не действовало бы. Тела взаимно действуют друг на друга.

Приложение 1

1. Лошадь тянет телегу. Сравните модули силы F1 действия лошади на телегу и F2 действия телеги на лошадь при равномерном движении телеги

А . F1=F2. Б . F1>F2. В . F1Г. F1>>F2

2. Два ученика растягивают динамометра в противоположные стороны с силами 50 Н каждый. Каково показание динамометра в этом случае?

А. 0. Б . 50Н. В. 100Н. Г . Среди приведенных ответов нет правильного.

3 . Зависит ли направление и численное значение скорости тела от выбора системы отсчета?

А . Да, зависит модуль и направление.

Б . Зависит только модуль, направление не изменяется.

В. Модуль скорости не зависит, а направление изменяется.

Г. Нет, т.к. вид механического движения не изменяется при переходе из одной системы отсчета в другую.

4. Система отсчета связанная с телом инерциальная при условии, что

А. тело покоится

Б. тело движется равномерно и прямолинейно

В . если тело покоится или движется равномерно и прямолинейно.

Г. нет правильного ответа.

Приложение 2


Описание работы: предлагаю Вам конспект обобщающего урока по теме «Законы Ньютона» для учащихся девятых классов. Надеюсь, что данный материал будет полезен преподавателям, работающим в основной и старшей школе. Данный урок направлен на всестороннее закрепление материала: от истории до практического применения законов Ньютона.

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

Исаак Ньютон

Дидактическая цель : выполнить обобщение по теме «Законы Ньютона».

Технология: деловая игра.

Аудитория : 9 класс.

Тип урока : обобщающий урок.

Форма работы : групповая, фронтальная.

Познавательная задача: в форме деловой игры закрепить знания, полученные по теме «Законы Ньютона».

Развивающая задача : продолжить совершенствовать навыки решения задач, применять знания на практике.

Воспитывающая задача : развивать взаимоуважение, умение работать в команде, коммуникативные качества учащихся.

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

Компьютер;

Песочные часы;

Стальная гайка;

Сосуд с водой;

Две пробки;

Раздаточный материал: карточки с задачами и домашним заданием.

План урока:

1. Организационный этап…………………………………..2 мин.

2. Разминка «Минуточка»………………………………….3 мин.

3. Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?»....10 мин.

4. Физическое дефиле.…………………………………….10 мин.

5. Физкультминутка……………………………………..….2 мин.

6. Решение задач «Знаешь - действуй!»…………………10 мин.

7. Экспериментариум……………………………………….5 мин.

8. Домашнее задание……………………………..................1 мин.

9. Рефлексия, подведение итогов…………………………..2 мин.

Итого …………………………………………………………45 мин.

Ход урока:

«Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они».

Исаак Ньютон

1. Организационный этап.

Учащиеся разбиваются на 3 группы (команды) равные по силам.

Два учащихся - ассистенты, которые помогают учителю во время ведения игры.

2. Разминка «Минуточка».

Учащиеся каждой команды должны за одну минуту ответить на наибольшее количество вопросов. Каждый правильный ответ - 1 балл. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает команда и каждый отвечающий.

Вопросы командам:

Первая команда.

1. Сколько концов у четырех палок? (8 концов)

2. Сколько концов у пяти палок? (10 концов)

3. Сколько концов у пяти с половиной палок? (12 концов)

4. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11 месяцев)

5. Единица измерения массы? (килограмм)

6. Прибор для измерения силы? (динамометр)

7. Всех на свете обшивает, а сама не надевает. (Иголка)

8. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Пустой посуды)

9. Где край света? (Там где начинается тень)

10. Что практически невозможно найти в стоге сена? (Иголку)

11. Кто водится в тихом омуте? (Черти)

12. В этом Санкт-Петербургском учреждении звездное небо всегда безоблачно. (Планетарий)

Вторая команда.

1. Сколько ушей у трех старушек? (6 ушей)

2. Сколько ушей у пяти малышей? (10 ушей)

3. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)

4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

5. Единица измерения ускорения? (м/с2)

6. Прибор для измерения массы? (весы)

7. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного полотна)

8. Можно ли в решете воду принести? (Можно, если она замерзнет)

9. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

10. Чем вышибают клин? (Клином)

11. Какие животные ночью серы? (Кошки)

12. Планета, по которой путешествовал Незнайка? (Луна)

Третья команда.

1. Сколько носов у двух псов? (2 носа)

2. Сколько хвостов у семи котов? (7 хвостов)

3. Сколько ручек у пяти подружек? (10 ручек)

4. В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном году)

5. Единица измерения силы? (ньютон)

6. Прибор для измерения скорости? (спидометр)

7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

8. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

9. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)

10. На что не нужно разевать рот? (На чужой каравай)

11. Кого можно взять за рога? (Быка)

12. Чьи слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»? (Архимед)

3. Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?».

В викторине участвуют все учащиеся класса. Каждый правильный ответ - 2 балла. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает команда и каждый отвечающий на вопрос.

Вопросы викторины:

1. В каком году и в какой стране родился Исаак Ньютон?

(25 декабря 1642 года — 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года — 31 марта 1727 года по григорианскому календарю, страна Англия);

2. В честь какого человека был назван Исаак Ньютон?

(Назван Исааком в честь покойного отца, который не дожил до его рождения);

3. В каком университете (колледже) учился Исаак Ньютон?

(В июне 1661 года 18-летний Ньютон приехал в Кембридж. Согласно уставу, ему устроили экзамен на знание латинского языка, после чего сообщили, что он принят в Тринити-колледж (Колледж святой Троицы) Кембриджского университета. С этим учебным заведением связаны более 30 лет жизни Ньютона);

4. Какие ученые были научной опорой и вдохновителями Исаака Ньютона?

(Научной опорой и вдохновителями творчества Ньютона в наибольшей степени были физики: Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. Меньшее, но существенное влияние оказали другие математики и физики: Евклид, Ферма, Гюйгенс, Валлис и его непосредственный учитель Барроу);

5. Какие обстоятельства заставили Ньютона покинуть университет?

(В канун Рождества 1664 года на лондонских домах стали появляться красные кресты — первые метки Великой эпидемии чумы. К лету смертоносная эпидемия значительно расширилась. 8 августа 1665 года занятия в Тринити-колледже были прекращены и персонал распущен до окончания эпидемии. Ньютон уехал домой в Вулсторп, захватив с собой основные книги, тетради и инструменты);

6. Почему «чумные годы» 1665 - 1667г.г. проведенные дома сам Ньютон считал самыми плодотворными?

(Здесь у него сложились в основном те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, к изобретению зеркального телескопа (собственноручно изготовленного им в 1668 г.), открытию закона всемирного тяготения, здесь он провёл и опыты над разложением света. Ньютон писал: «В это время я переживал лучшую пору своей юности и больше интересовался математикой и [натуральной] философией, чем когда бы то ни было впоследствии»);

7. Какие работы Исаака Ньютона и в каких областях науки Вы знаете?

(Работы по оптике - по разложению белого света на цвета, работы по математике - математический анализ (интегральные и дифференциальные исчисления). В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии». Эта книга содержала законы динамики, закон всемирного тяготения с приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику);

8. Когда умер Исаак Ньютон и где он похоронен?

(В 1725 году здоровье Ньютона начало заметно ухудшаться, и он переселился в Кенсингтон неподалёку от Лондона, где и скончался ночью, во сне, 20 (31) марта 1727 года. Похоронен в Вестминстерском аббатстве);

9. Какое значение имеют знаменитые законы Ньютона?

(Законы Ньютона позволяют объяснить закономерности движения планет, их естественных спутников. Они позволяют предвидеть траектории космических кораблей и их координаты в любой момент времени. В земных условиях эти законы позволяют объяснить течение воды, движение автомобилей, кораблей, самолетов и других транспортных средств)

4. Физическое дефиле.

Учащиеся каждой команды по очереди демонстрируют домашнее задание - представление законов Ньютона. Выбор представляемого закона (первого, второго или третьего закона Ньютона) проводится жеребьевкой. Максимальный балл за представление - 5 баллов. Оценку выставляют ассистенты. Команде выставляется среднеарифметическое значение.

5. Физкультминутка.

Ассистенты проводят ряд упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, зрения и дыхательные упражнения.

6. Решение задач «Знаешь - действуй».

Каждой команде выдаются три задачи. Все участники команды их решают, но команда в праве сама решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске и получает баллы. Максимальный балл за каждую решенную задачу - 2 балла. Эти очки идут и в командный зачет.

Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.

Смотри рисунок 1.

По горизонтальной поверхности перемещается груз массой 3 кг с ускорением 0,3 м/с 2 . Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н? Какой величины силы достаточно, чтобы груз стал двигаться равномерно? (F 1 = ma + Fтр., F 1 = 2,9 Н, F 2 = Fтр. = 2 Н)

Учитель физики МБОУ «Кустовская СОШ» Топоркова О.М.

Модуль: «Законы Ньютона».

Уважаемый ученик!

Предлагаю для ознакомления занятие №1

Урок№1 Тема: Силы. Первый закон Ньютона.

Цель. Изучение закона и закрепление знаний по теме урока.

Задачи урока:

Образовательные: отработать практические навыки применения первого закона Ньютона.

Развивающие: развивать умения учащихся работать с текстом.

Воспитательные: воспитать любознательность, внимательность, усидчивость.

Ход занятия.

План.

    Биография Ньютона.

    Физическая величина - сила.

    Первый закон Ньютона.

    Практика.

    Тесты.

1.Биография Ньютона. Смотри на сайте http://fizportal.ru/physics-book-18

2. Сила.

Силой в механике называют величину, являющуюся мерой взаимодействия тел. Мы постоянно встречаемся с различными случаями взаимодействия тел друг на друга.

Просто говорят, что на тело действует сила, или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.

Одно тело может действовать на другое как непосредственным контактом (давление, трение), так и посредством создаваемых телами полей (гравитационное поле, электромагнитное поле).

Сила является векторной величиной, и имеет не только численное значение, но и направление . Обозначается буквой , модуль силы – F . Прямая, вдоль которой направлена сила, называется линией действия силы .

Говоря о силе, действующей на тело, важно указать, к какой точке тела она приложена.

На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце. Точка приложения силы – начало отрезка (точка А). Длина отрезка в определенном масштабе обозначает модуль силы. Если речь об абсолютно твердом (недеформируемом) теле, то считается, что сила приложена к любой точке на линии ее действия.

Иное дело – деформируемые тела. Если пальцем надавить на кусок пластилина или ластик, он изменит свою форму (деформируется). Или другой пример –

доска, лежащая на опорах. Доска прогнется, если на нее положить груз, то есть середина доски переместится на большее расстояние, чем ее края.

Итак, результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. Иными словами, сила – векторная величина, которая характеризуется численным значением, направлением в пространстве и точкой приложения.

3. Первый закон Ньютона.

Единицей силы в СИ принят ньютон (Н). Один ньютон (1 Н) – это сила, которая за 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с. Часто на практике применяются килоньютоны (1 кН = 1000 Н) и миллиньютоны (1 мН = 0,001 Н).

Ньютон сформулировал закон инерции, включив его в основу механики в качестве первого из трех законов. Поэтому этот закон называют первым законом Ньютона .

Первый закон механики , или закон инерции был сформулирован Ньютоном следующим образом:

Любое тело удерживается в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока под действием приложенных сил не изменяет это состояние .

В окружении любого тела, покоится оно или движется, есть другие тела, некоторые из которых или все как-то действуют на тело, влияют на состояние его движения. Чтобы выяснить влияние окружающих тел, надо исследовать каждый отдельный случай.

ОПЫТ.

Рассмотрим какое-либо покоящееся тело, не обладающее ускорением, а скорость постоянна и равна нулю.

Допустим, это будет шарик, подвешенный на резиновом шнуре. Он находится в покое относительно Земли. Около шарика множество различных тел: шнур, на котором он висит, множество предметов в комнате и других помещениях и, конечно, Земля. Однако, действие всех этих тел на шарик не одинаково. Если, например, убрать мебель в комнате, это не окажет какого-либо влияния на шарик. Но если перерезать шнур, шарик под влиянием Земли начнет падать вниз с ускорением. Но пока шнур не был перерезан, шарик находился в покое.

Этот простой опыт показывает, что из всех тел, окружающих шарик, только два заметно влияют на него: резиновый шнур и Земля. Их совместное влияние и обеспечивает состояние покоя шарика. Стоило устранить одно из этих тел - шнур, и состояние покоя нарушилось. Если бы возможно было убрать Землю, это тоже нарушило бы покой шарика: он стал бы двигаться в противоположном направлении.

Отсюда приходим к выводу, что действия на шарик двух тел - шнура и Земли, компенсируют (уравновешивают) друг друга. Когда говорят, что

действия двух или нескольких тел компенсируют друг друга, то это значит, что результат их совместного действия такой же, как если бы этих тел вовсе не было.

Рассмотренный пример, как и другие подобные примеры, позволяют сделать следующий вывод: если действия тел компенсируют друг друга, то тело под влиянием этих тел находится в состоянии покоя.

Однако, как выяснилось со временем, первый закон Ньютона выполняется только в инерциальных системах отсчета . Поэтому с точки зрения современных представлений закон Ньютона формулируют следующим образом:

Системы отсчета, относительно которых свободное тело при компенсации внешних воздействий движется равномерно и прямолинейно, называют инерциальными системами отсчета .

Свободным телом в этом случае называют тело, на которое другие тела не оказывают воздействия.

Необходимо помнить, что в первом законе Ньютона рассматриваются тела, которые могут быть представлены в качестве материальных точек.

4.Практика. Рассмотрим задачи на первый закон Ньютона.

Задача №1.

Как объяснить, что бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, а поскользнувшись, падает в направлении, противоположном направлению своего движения?

Решение: Это явление легко объясняется на основании первого закона Ньютона. Бегущий человек. Споткнувшись, падает в направлении своего движения. Потому что при этом ноги человека замедляют движение. А туловище сохраняет по инерции прежнее состояние движения. В то время как ноги начинают скользить вперед быстрее, потому человек падает назад.

Задача №2.

Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью. Чему равен модуль силы сопротивления воздуха при этом движении?

Решение: Движение парашютиста равномерное и прямолинейное, поэтому, на основании 1 закона Ньютона, все силы, действующие на парашютиста, компенсируются. Так как парашютист движется под действием силы тяжести, то сила сопротивления воздуха по модулю равна силе тяжести парашютиста и противоположно направлена.

Задача №3.

Как направленно ускорение самолета, если на него действует 4 силы: по вертикали - сила тяжести = 200кН и подъемная сила 210кН. По горизонтали: сила тяжести мотора 20 кН и сила лобового сопротивления воздуха 10 кН. Чему равна равнодействующая всех сил?

Дано:

F 2 = 2, 1*10 5 H

Решение:

R 1 = F 2 - F 1 , (по вертикали)

R 1 = 2, 1*10 5 - 2*10 5 = 10 4 Н

R 1 = F 3 - F 4 , (по горизонтали)

R 1 = 2*10 4 -10 4 =10 4 H

Найдем равнодействующую всех сил, пользуясь правилом параллелограмма:

Модуль силы R вычислим с помощью теоремы Пифагора: R= R = =1, 4*10 4 Н

Ответ : Равнодействующая всех сил направлена под углом под углом 45°к горизонту и равна 1,4*10 4 Н.

5 . Тесты. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Движется ли это тело или находится в состоянии покоя?

А. Тело движется равномерно и прямолинейно или находится в состоянии покоя.

Б. Тело движется равномерно или прямолинейно.

В. Тело находится в состоянии покоя.

2. Какая формулировка I закона Ньютона принята в настоящее время?

А. Тело движется равномерно и прямолинейно, если на него не действуют другие тела или действие их скомпенсировано.
Б. Сохранение скорости движения тела неизменной при отсутствии внешних воздействий называется инерцией.
В. Существуют такие системы отсчета, называемые инерциальными, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной (или покоится), если на него не действуют другие тела (или действие других тел скомпенсировано).

3. I закон Ньютона можно объяснить формулой:

Б. F = m(v-v o)/t

В. S = vt
Ответы: А, В, Б.
Литература.

    http://www.afportal.ru/physics/test/easy/5

    http://www.calc.ru/Sila-V-Dinamike.html

Урок физики (28.11.2013).

Учитель: Сорокина М.В.

Тема: Законы И.Ньютона (обобщающий урок).

Цель урока: повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона; закрепить знания, полученные по теме; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; воспитывать самостоятельность при решении задач; развивать логическое мышление.

Задачи:

образовательные:

Закрепить знания законов Ньютона;

Научить применять полученные знания в практической деятельности;

Научить решать задачи;

Научить видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни.

развивающие:

Работать над формированием умений сравнивать, делать выводы, обобщения;

выделять главное, существенное;

Развитие логического мышления;

Развитие познавательного интереса к физике.

воспитательные:

Показать практическое значение знаний по данной теме;

Воспитывать самостоятельность;

Обучение работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.

Коррекционные:

Коррекция и развитие связной устной речи;

Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Оформление: портрет И. Ньютона, эпиграф «…Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше», формулировки и математическая запись законов динамики.

Тип урока: комбинированный, закрепления полученных знаний.

Ход урока .

    Организационный момент (2 минуты)

Приветствие, знакомство с планом урока, постановка цели и задач урока.

Учитель:

Здравствуйте ребята!

Девиз нашего урока: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»

А теперь немного о том, как пройдет сегодня наш урок. Тема нашего урока: «Законы И. Ньютона» . Мы с вами вспомним, закрепим, обобщим все знания по этой теме. На партах у вас лежит раздаточный материал, который нам понадобится. Работа на уроке будет оцениваться за каждый ваш правильный ответ, я вам буду давать жетоны с изображением И. Ньютона. А в конце урока поставлю вам оценки. Наш урок мы разделим на 6 этапов:

Физическая разминка.

а) стихотворение;

б) законы Ньютона;

в) исправь ошибку.

Решение задач.

Гимнастика для глаз.

Кроссворд.

Подведение итогов урока.

    Актуализация опорных знаний (13 минут)

1. «Физическая разминка».

Учитель:

А) Сначала давайте проверим, как вы умеете считать. Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос: «Сколько физических величин названо в данном стихотворении?»

Учащиеся: Активно участвуют в разминке. Дают свои ответы.

Б) Законы Ньютона.

Учитель: Мы с вами на предыдущих уроках изучили основные законы «Динамики» - законы Ньютона. Давайте вспомним эти законы.

Беседа сопровождается слайдами презентации.

Учитель: Еще раз давайте вместе проговорим формулировку и математическую запись законов Ньютона.

Ученик: 1-ый закон Ньютона.

Ученик: 2-ый закон Ньютона.

Ученик: 3-ый закон Ньютона.

За правильные ответы раздаются жетоны.

В) Найди ошибку.

За правильные ответы раздаются жетоны.

    Решение задач (15 минут)

Учитель: Важнейшим умением в физике является умение решать задачи.

Урок у нас необычный и поэтому задачки будут тоже необычные. Теперь давайте разберем эти интересные задачи:

Задача 1.

Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и делает схематический чертеж, изображает на нем все силы.

Задача 2.

Задача 3.

Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и ее решение.

    Гимнастика для глаз. (2 минуты)

Дети выполняют упражнения глазами, которые встречаются в упражнении.

    Обобщение и закрепление изученного материала (5 минут)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами, ребята, повторили законы Ньютона и научились решать задачи на применение этих законов. А сейчас давайте еще раз вспомним все понятия, определения, законы и отгадаем кроссворд.

    Какое явление мешает остановиться машине мгновенно?

    Основатель классической механики?

    Величина, которая обычно обозначается буквой F?

    Эту величину можно определить с помощью весов?

    Тело, которое изменяет свою скорость за единицу времени, имеет?

    Одна из основных характеристик движения?

    Прибор для измерения сил?

    Раздел механики, изучающий причины появления ускорения сил?

Каждый вопрос сопровождается слайдом, дети дают свои ответы и за каждый правильный ответ получают жетоны.

    Подведение итогов урока (2 минуты)

Учитель: Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Тогда он решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие способности в нем проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. С того момента и началось превращение скромного английского школьника в великого ученого.

Хочется надеться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Оценки за сегодняшний урок получили (по итогам полученных жетонов): ………

    Домашнее задание (1 минута)

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Повторяем параграфы 8, 9, 10.Подготовиться к проверочной работе по теме «Законы Ньютона».

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...