Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Продукты полного сгорания 6 72. Школьная олимпиада по химии

ЗАОЧНЫЙ ТУР, 2012-2013 уч. Год

ЗАДАНИЯ

1. 11

В 150 г 50 % - ного раствора нитрата серебра поместили медную пластину массой 15 г. Через некоторое время пластину извлекли из раствора, высушили и взвесили. Ее масса оказалась равной 23,5 г. Какова массовая доля нитрата серебра в растворе после реакции.

2

Газ, выделившийся при взаимодействии 3,2 г меди с 100 мл 60%-ной азотной кислоты (плотностью 1,4 г/мл), растворили в 100 г 15%-ного раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовую долю нитрита натрия в полученном растворе. Ответ приведите в процентах с точностью до десятых.

3

Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.

4

Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на катоде в результате электролиза его водного раствора.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ ЭЛЕКТРОЛИЗА

В) Na2CO3 3) кислород

Г) CaCl2 4) оксид углерода (IV)

5) оксид азота (IV)

5

Смесь кремния и угля массой 20 г обработали избытком концентрированного раствора щелочи. В результате реакции выделился водород объемом 13,44 л (нормальные условия). Определите массовую долю кремния в исходной смеси. (Запишите число в процентах с точностью до сотых).

6

Сероводород, выделившийся при взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с 1,44 г магния, пропустили через 160 г 1,5%-ного раствора брома. Определите массу выпавшего при этом осадка и массовую долю кислоты в образовавшемся растворе. (Значение массовой доли приведите в процентах с точностью до десятых).


ЗАДАНИЯ

2. 77

В склянках без этикеток находятся растворы следующих органических веществ: муравьиная кислота, уксусная кислота, молочная кислота, карболовая кислота, салициловая кислота (о -оксибензойная кислота). Предложите оптимальный (рациональный) способ определения этих веществ. Запишите, если возможно, уравнения реакций. Укажите признаки.

8

Для омыления 14,8 г глицерида потребовалось 72 мл 10 %-ного раствора NaOH (ρ = 1,12). Определить формулу сложного эфира, взятого для реакции.

Ответ:

1) – триметилглицерид;

2) – триэтилглицерид;

3) – диметилэтилглицерид.

9

При полном сжигании 0,1 моль углеводорода с открытой цепью образуется 5,4 мл воды и выделяется 8,96 л (н. у.) оксида углерода(IV). При взаимодействии этого углеводорода с эквимольным количеством хлора образуется преимущественно дихлоралкен симметричного строения, у которого атомы хлора находятся на концах. Определите строение углеводорода.

Ответ:

1) – бутин-1;

2) – бутадиен-1,3;

3) – бутин-2.

Ребята, решения присылать не надо.

Ждем от вас ЛИСТ ответов (+Регистрационная карта), оформленный в документе Word с расширением. doc

Для каждого участника оформляется отдельный документ!!!

Работы принимаются по электронной почте

olimp. chem. *****@***ru

или по адресу

394036, г . Воронеж, пр-т Революции, 19,

деканат факультета экологии и химической технологии.

Работы принимаются до 15 февраля 2013 года.

Регистрационный лист участника Региональной олимпиады по химии учащихся средних школ и учреждений НПО и СПО:

Фамилия, имя, отчество

Домашний адрес и телефон

E-mail (обязательно!!!)

Учебное заведение (полное название и адрес школы, гимназии,

Директор учебного заведения (фамилия, имя, отчество, телефон) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель химии (фамилия, имя, отчество, телефон)______________________________________________________________________

смесь, состоящую их пропена и паров 2-хлорпропана, сожгли в кислороде. продукты полного сгорания смеси охладили до температуры 20. жидкость объемом 33.5

см3 и плотностью 1.12г/см3, образовавшуюся после конденсации продуктов горения, добавили к раствору гидрокарбоната натрия, который находился в избытке. в результате выделился газ объемом 5.6 дм3(н.у). вычислите объем(дм3, н.у) кислорода, выступившего в реакцию в условиях опыта

его сгорания через известковую воду выпало 76 г осадка

1)Гомологом метанола является

А)толуол
Б) метаналь
С)глицерин
Д) пропанол
2)сложный эфир образуется при взаимодействии метановой кислоты с
А) метаном
Б) этанолом
С) гидроксидом натрия
Д) карбонатом натрия
3) раствор перманганата калия обесцвечивается при взаимодействии с
А) бензол
Б) этилен
С) этанол
Д) метан
4) какой из следующих процессов не является окислительно-востановительным?
А) гашение извести
Б) горение природного газа
С) коррозия металла
Д) разложение воды
5) Хлорид железа(II) можно получить при взаимодействии:
А) хлора и железа
Б) соляной кислоты
С) растворов хлорида железа(II) и сульфата меди(II)
Д) железа и раствора хлорида магния
6)почему вода не горит?
А) вода имеет жидкое состояние
Б) вода состоит из углерода
С) вода-продукт полного сгорания водорода
Д)вода-продукт неполного сгорания
7) Почему при зажигании спички иногда бывают небольшие взрывы с искрами?
А) много серы
Б) мало кислорода
С) приминяют кристаллическую бкртолетову соль
Д) много кислорода
8) Какой камень под действием воды выделяет горючий газ?
А) мрамор
Б)карбид кальция
С) известняк
Д)кварц
9)Атомную кристаллическую решетку имеет
А) железо
Б)оксид углерода(IV)
С) оксид кремния(IV)
Д)водород
10)Атомы углерода и кремния сходны:
А) числом пртонов в ядре
Б)числом энергетических уровней
С) общим числом электронов
Д) числом валентных электронов
11)Углекислый газ в лабораторных условиях получают:
А) окислением угарного газа
Б) брожением глюкозы
С) разложением малахита
Д) действием кислоты на мрамор, мел или известняк
12) кислотным оксидом является
А) оксид углерода(II)
Б) оксид азота(I)
С)оксид азота(V)
Д) оксид азота(II)
13) наибольшее количество катионов образуется при полной диссоциации 1 моль
цинка
А)фосфата натрия
Б) нитрата алюминия
С) хлорида железа(III)
Д) сульфата железа(III)
14) И сера, и хлор вступают в реакцию
А) с кислородом
Б) с сульфатом калия
С) с железом
Д) с оксидом
15) при комнатной температуре реагируют
А) сера и кислород
Б) азот и кислород
С) барий и вода
Д) цинк и вода

Амины Из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ. 1.Состав предельных aминов выражается формулой 1

2.Наиболее сильными основными свойствами обладает

1) анилин 3} метиламин 2) аммиак 4) диметиламин

3.Наиболее слабыми основными свойствами обладает

1) аммиак 3) дифениламин 2} анилин 4) диметиламин

4.Основные свойства аминов увеличиваются в последовательности

1)анилин - диметиламин- метиламин

2) анилин -- дифениламин----трифениламин

3) фениоамин---метиламин----диметиламин

4) трифениламин - триметиламин - метиламин

5.Среда водного раствора метиламина

1)щелочная 3) кислая 2) нейтральная 4) слабокислая

6.В водном растворе диметиламина лакмус приобретает окраску

7.В водном растворе сульфата метиламмония лакмус приобретает окраску 1)оранжевую 3) синюю 1) красную 4} фиолетовую

8. В водном растворе анилина лакмус имеет окраску

I) малиновую 3) синюю 2)красную 4) фиолетовую

9.. Метиламин взаимодействует с 1) NaОН 3) КСL 2} H2SO4 4) Н2,

10. Этиламин взаимодействует с каждым из трех веществ

1) КОH, ZnO. HNO2

2) HI, Н„ С6Н5СН3 *

3} Cu(OH)2, HaS04! CO2

4) Н20, НВг, O2

11. Триметиламин не взаимодействует с

12. Метиламин взаимодействует с каждым из двух веществ

4) Mg(ОН)2 и N2

13. АНИЛИН взаимодействует с

14. АНИЛИН взаимодействуете каждым из двух веществ

1) КОН и H2SO4,

3) СаО и Н 2

2) HCI и С6Н6

15. Анилин не взаимодействует с

1) Гидроксидом бария 3) бромной водой

2) бромоводородом 4) серной кислотой;

16. Продуктами полного сгорания аминов являются

1) углекислый газ, вода и оксид азота(П)

2} оксид углерода(П), вода и аммиак

3) углекислый газ, вода и азот

4) углекислый газ, водород и азот

17. И метиламин,анилин взаимодействуют с каждым из двух веществ

1) бромной водой и бромоводородом

2)водородом и серной кислотой

3)водой и гидроксидом натри

я 4)соляной кислотой и кислородом

сгорания (в избытке кислорода) 10,08л(н.у) смеси этана и пропана пропустили через избыток известковой воды. При этом образовалось 120г осадка. Определить объёмный состав исходной смеси.

Школьный этап

8 класс

Задание 1. ТЕСТ (3,5 балла)

Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

1. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:
1. крупинка 2. кристаллик 3. атом 4. молекула
2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур

3. Sе - селен 4. U - уран
3. Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в глубокой древности, является:

1. сталь; 2. бронза; 3. дюралюминий; 4. чугун; 5. победит.

4. К чистым веществам относится:

1. уксус 2. дистиллированная вода

3. воздух 4. молоко

5. Является веществом:

1. капля росы; 2. медная монета;

3. кусочек мела; 4. ртуть.

6.Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:

1. CuSO 4 и CuS 2. CuS и CuO

3. CuO и Cu 2 S 4. CuSO 4 и Cu 2 S

7. Укажите простое вещество, которое не является металлом:

1. олово; 2. фосфор; 3. ртуть; 4. магний; 5. медь.

Задание 2. (2 балла)

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.

Задание 3. (6 баллов)

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений.

Задание 4. (3 балла)

Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.


Задание 5. (4 балла)

Чтобы золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи.

Задание 6. (6 баллов)

В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe 3 O 4 , гематит Fe 2 O 3 лимонит 2Fe 2 O 3 3Н 2 О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

9 класс

Задание 1. ТЕСТ (3 балла)

К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .

2. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

(СuОН) 2 СО 3 + НС1 = СuС1 2 + СО 2 + ...

1) 10: 2) 11; 3) 12; 4) 9.

3. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)

1) 0,5; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,15.

4. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2) р = 40, n = 19;

3) р= 19, n = 21: 4) р = 21,n=19.

5. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;

3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 .

6. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5

Задание 2. (7 балла)

Дана цепочка превращений:

X → XO 2 → XO 3 → H 2 XO 4 → K 2 XO 4

K 2 XO 3 KMnO4/H+

Определите элемент Х. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Задание 3. (3 балла)

Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Задание 4. (3 балла)

Сумма протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 42. Число нейтронов равно числу протонов. Определите химический элемент. Дайте объяснения.

Задание 5. (3 балла)

При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.

Задание 6. (5 баллов)

В четырех пронумерованных склянках находятся растворы: гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как определить, в какой склянке какое вещество находится, не используя дополнительных реактивов, но имея достаточное количество пустых пробирок. Напишите уравнения проведенных реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

10 класс

Задание 1. (8 баллов)

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.

Задание 2 . (3 балла)


KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 .

Задание 3 . (7 баллов)

При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества.

Задание 4. (5 баллов)

К раствору 6,75 г смеси хлоридов меди (II) и цинка прибавили избыток раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отделили, прокалили и получили при этом 2 г сухого остатка. Определите процентный состав смеси.

Задание 5. (5 баллов)

В 1862 г. М. Бертло синтезировал газ при пропускании водорода через электрическую дугу между двумя угольными электродами. Ученый определил его состав и дал ему название.

1) Определите формулу газа, если массовые доли элементов в соединении составляют: С- 92,3%, Н – 7,7%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Запишите структурную формулу вещества и назовите его по систематической и тривиальной номенклатуре.

2) Запишите уравнение реакции получения этого газа в промышленности.

3) Запишите уравнения реакций взаимодействия этого вещества с избытком водорода и брома.

4) Запишите уравнение реакции взаимодействия этого газа с веществом Х, если в ходе реакции образуется вещество У желтоватого цвета, способное взрываться от удара.

Задание 6. (8 баллов)

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

11 класс

Задание 1. (6 баллов)

Осуществите следующие превращения. Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения. Определите неизвестное вещество.(6 баллов)


С 6 Н 14 → Х→ → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5

Задание 2. (3 балла)

Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций методом электронного баланса
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + O 2 +….

Задание 3. (5 баллов)

Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка, известковая вода. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему.

Задание 4. (5 баллов)

Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.

Задание 5. (5 баллов)

Сожгли 2, 3 г неизвестного вещества, при этом образовалось 2, 24 л углекислого газа и 2, 7 г воды. Напишите молекулярную и структурную формулу данного вещества, если плотность его паров по азоту равна 1,64.

Задание 6. (8 баллов)

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: KCL, KОН, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , ZnSO 4 . Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

8 класс (макс. 24,5 баллов)

Задание 1. 3,5 балла (0,5 балла за каждое задание)

Задание 2. 2 балла (0,5 балла за каждый элемент)

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром 4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть .

Задание 3. 6 баллов (1 балл за каждую реакцию)

Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов)

1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

Задание 4. 3 балла

Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Задание 5. 4 балла

Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита - 1 балл

Сахар с речным песком растворить в воде – 1 балл

Профильтровать - 1 балл

Выпарить воду – 1 балл

Задание 6. 6 баллов

1) Fe 3 O 4 2 балла

    2Fe 2 O 3 3H 2 O

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

9 класс (макс. 24 балла)

Задание 1. 3 балла (0,5 балла за каждое задание)

Задание 2 7 баллов (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элемент Х – сера S 0,5 баллов

    S + О 2 = SО 2 1 балл

    2SО 2 + О 2 = 2SО 3 1 балл

    SО 3 + Н 2 О = Н 2 SO 4 + Q 1 балл

    Н 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 1 балл

    SО 2 + 2KOH = K 2 SO 3 +H 2 O 1 балл

    2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3 H 2 O 1,5 балла (уравнение

– 1 балл, коэффициенты – 0,5 балла)

Задание 3 3 балла

    4 Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5 1 балл

    2 Сa + O 2 = 2 CaO 1 балл

    3 СaO + P 2 O 5 = Ca 3 (PO 4) 2 1 балл

Задание 4 3 балла

Число протонов РАВНО числу электронов. Так как (по условию) число протонов равно числу нейтронов, следовательно, нейтроны = протоны = электроны, следовательно, 42:3=14. – 1 балл

Мы знаем число протонов, нейтронов и электронов. Число электронов равно порядковому номеру элемента, следовательно, это элемент под номером 14 - Si (кремний). – 1 балл
28 Si - электронов - 14, протонов - 14, нейтронов - 28-14 = 14. – 1 балл

Задание 5 3 балла

Me 2 O 3 + 3 H 2 SO 4 = Me 2 (SO 4) 3 + 3 H 2 O 1 балл

1 моль 1 моль

(2х + 48) г /моль (2х + 288) г/ моль

n (X) = m (X) / M (X)

n (Me 2 O 3) = n (Me 2 (SO 4) 3)

9, 6 / 2х + 48 = 24 / 2х + 288;

х = 56 (Fe –железо) 2 балла

Задание 6 5 баллов

Раствор фенолфталеина готовится с использованием этилового спирта и поэтому имеет характерный запах

Фенолфталеин приливают к трем веществам, в гидроксиде натрия появляется малиновая окраска.

NaOН = Na + + OH - при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски.

Окрашенный фенолфталеином раствор разливают в две пробирки и приливают два других раствора

NaOH +HCl = H 2 O + NaCl – исчезновение малиновой окраски

В пробирке - HCl

Оставшийся раствор – хлорид натрия

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

10 класс (макс. 36 баллов)

Задание 1. 8 баллов (по 1 за каждое уравнение)

Уравнения реакций:

1. CH 3 –CH 2 –CH 3 + Cl 2 → CH 3 –CHCl–CH 3 + HCl (hν, to)

2. CH 3 –CHCl–CH 3 + KOH(спирт.р-р) → СН 3 –СН=СН 2 + KCl + H 2 O

3. СН 3 –СН=СН 2 + Cl 2 → СН 3 –СНCl–СН 2 Cl

4. СН 3 –СНCl–СН 2 Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН 3 –С≡СН + 2 KCl + 2 H 2 O

5. СН 3 –С≡СН + H 2 → СН 3 –СН=СН 2 (to, p, kt)

6. СН 3 –СН=СН 2 + HOH → СН 3 –СН(OH)–СН 3 (to, p, kt)

7. СН 3 –СН(OH)–СН 3 + HBr → СН 3 –СНBr–СН 3 + H 2 O (при to)

8. 2 СН 3 –СНBr–СН 3 + 2 Na → СН 3 –СН(CH 3)–CH(CH 3)–СН 3 + 2 NaBr

(рекция Вюрца)

Задание 2. 3 балла

2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5O 2 – 2 балла
электронный баланс:

Задание 3. 7 баллов (по 0,5 балла за каждое вещество, по 1 баллу за реакцию)

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

Задание 4. (5 баллов)

CuCL 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 ¯ + 2NaCL

ZnCL 2 + 4 NaOH = Na 2 [ Zn(OH) 4 ] + 2NaCL

Cu(OH) 2 = CuO+ H 2 O

0.5 – балла

Рассчитаем количество вещества оксида меди (II):

N(CuO) = 2 г / 80г/моль = 0, 025 моль

0.5 – балла

Значит, CuCL 2 было также 0, 025 моль

0.5 – балла

Отсюда масса CuCL 2 равна:

m (СuCL 2) = 0,025 моль · 136 г/моль= 3, 375 г

0.5 – балла

масса ZnCL 2 6,75 г – 3, 375 г = 3, 375 г

0.5 – балла

Состав смеси: 50% CuCL 2 и 50% ZnCL 2

0.5 – балла

Задание 5. 5 баллов

1) М r (С х Н у)= 13х2=26 x: y = 92,3/12: 7,7/1 =1:1 СН- простейшая формула. 0,5 балла

Истинная формула С 2 Н 2 СН≡СН этин, ацетилен 0,5 балла

2) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 (1500 0) 1 балл

3) СН≡СН + 2Н 2 → СН 3 – СН 3 (Темп., кат.) 1 балл

СН≡СН + 2Br 2 → СНBr 2 – СНBr 2 1 балл

4) СН≡СН + 2 OH → AgC ≡ CAg↓ + 4 NH 3 + 2 H 2 O 1 балл

Задание 6. 8 баллов

Составлена таблица мысленного эксперимента

выпадает осадок белого цвета

выпадает осадок белого цвета

без изменений

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

выделяется газ без цвета и запаха

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Выделяется газ без цвета и запаха

Без изменений

Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

    BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;

    Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

    BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;

Указания по оцениванию

За составление таблицы – 1 балл

За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла

За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

11 класс (макс. 32 балла)

Задание 1. 6 баллов

С 6 Н 14 →С 6 Н 6 + 4 Н 2

С 6 Н 6 + CH 3 Cl → С 6 Н 5 - CH 3 + HCl (кат.AlCl 3 t)

С 6 Н 5 - CH 3 + Cl 2 → С 6 Н 5 – CH 2 Cl + HCl (на свету)

С 6 Н 5 – CH 2 Cl + NaOH → С 6 Н 5 – CH 2 OH + NaCl (водн. р-р)

С 6 Н 5 – CH 2 OH + СН 3 СООН → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5 + Н 2 О (в присут. H 2 SO 4)

X 1 - С 6 Н 5 – CH 2 Cl

Задание 2. 3 балла

2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5O 2 + 8H 2 O 2 балла
электронный баланс:
Mn +7 + 5e = Mn +2 ----x2 восстановление, окислитель 0,5 балла
2O -1 - 2e = O2 0 -------x5 окисление, восстановитель 0,5 балла

Задание 3. 5 баллов

Яблоко не изменилось – нет кислорода.

Известковая вода не мутнеет – нет углекислого газа.

При нагревании малахит разлагается на оксид меди, воду, углекислый газ.

Cu 2 (OH)CO 3→ 2CuO + H 2 O + CO 2

CuO + H 2 → Cu +H 2 O

CuO + CO→Cu +CO 2

3CuO + 2NH 3→ 3Cu + N 2 +3H 2 O

Атмосфера может содержать: водород, оксид углерода(II), азот.

Задание 4. 5 баллов

С 2 Н 6 + 7\2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

0,5 – балла

С 3 Н 8 + 2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

0,5 – балла

СО 2 + Са (ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О

0,5 – балла

υ (смеси) = 6.72 л: 22. 4 л\моль = 0. 3 моль

υ (СаСО 3) = 80 г: 100 г\моль = 0. 8 моль

х +у =0.3 х= 0.3 - у х= 0.3 - у х= 0.1

2х + 3у = 0.8 2(0.3 - у) + 3 у = 0.8 у=0.2

ω (С 2 Н 6) = 0.1: 0.3 = 0.33 или 33%

ω (С 3 Н 8) = 67%

0,5 – балла

Задание 5 . 5 баллов

Находим молярную массу в-ва

М= 28* 1.64 = 46

Находим массу углерода

М=2.24\22,4 * 12= 1,2

Находим массу водорода

М=2,7*2\18= 0.3

2.3- (1.2+0.3)=0.8- масса кислорода

а:в:с= 1,2\12:0,3\1: 0.8\16= 0.1: 0.3:0.5= 2:6:1

Задание 6. 8 баллов

Сливаем вещества поочередно

Разогрев пробирки

1 балл

Выделение газа

1 балл

Разогрев пробирки

1 балл

Выделение газа

Выпадение осадка, затем растворение

H 2 SO 4 +2 KОН = 2H 2 О + K 2 SO 4

K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 О + CO 2

ZnSO 4 + 2 KОН= Zn(ОН) 2 + K 2 SO 4

2 KОН= Zn(ОН) 2 = К 2

Составление таблицы

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...