Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Окружающий мир размножение и развитие растений. Размножение и развитие растений

ГОУ СОШ № 603

Урок

по окружающему миру в 3 «Б» классе

Учитель: Магер Татьяна Валентиновна

Тема: Размножение и развитие растений

Цели: 1.Формирование знаний о развитии растений, знакомство с видами

Размножения растений

2. Развитие речи, логического мышления учащихся, мыслительных

Операций анализа и синтеза

3. Воспитание бережного отношения к природе, умения работать в

Коллективе.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование: компьютер, слайды, гербарий,

Карточки для самостоятельной работы, рисунки органов

Растений, опытный материал (черенки смородины, листья фиалки, луковица).

1. Организационный момент

Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Тема конференции «Размножение и развитие растений» (слайд 1). Это очень важная тема, т.к. появление растений способствовало появлению и развитию всех остальных живых организмов.

Люди разных профессий собрались на нашей пресс-конференции.

Итак, на конференции присутствуют:

Экологи

Агрономы

Врачи

Эксперты

Расскажите, чем занимаются люди вашей профессии.

2. Постановка цели урока

Сегодня мы работаем по научным группам и попытаемся с точки зрения людей разных профессий взглянуть на проблему развития растений, познакомиться с видами размножения разных растений.

3. Актуализация опорных знаний учащихся

Что такое размножение?

Как вы думаете, на сколько актуальна проблема размножения растений и какое значение имеет размножение растений?

Назовите условия жизни растений (слайд 2,3)

Питательные вещества

Воздух вода

Условия жизни растений

Тепло свет

- Как влияет погода на развитие растений?

Что вы можете рассказать о прогнозе погоды на сегодня? Запишите с помощью условных обозначений.

- Какой вывод сделают эксперты? (Прогноз благоприятен для развития растений: есть тепло, свет, влага, почва насыщена питательными веществами)

Какие крупные группы растений вы знаете?

Выполнить задание 1 по карточкам

Какие это растения? (нисшие)

А какие группы растений относятся к высшим?

Ядовитые и лекарственные растения

На какие группы разделили бы растения врачи? (слайд 4)

Назовите ядовитые растения.

Какой вывод сделают эксперты о ядовитых растениях?

- А лекарственные растения сами расскажут о себе.

Сценка «Цветочный переполох»

О питательных веществах

Какие питательные вещества образуются в растениях? (слайд 6)

Почему люди и животные не могли бы жить на земле без растений?

Какой вывод сделают эксперты? (В отличие от животных и человека, которые только потребляют питательные вещества, растения вырабатывают их для себя и других живых организмов.)

Групповая самостоятельная работа по карточкам

Выполните задание № 2: подпишите органы растений.

Какой орган главный?

Я предлагаю вам послушать,что об этом говорят сами органы растений: кто их них самый главный?

Спор органов (выступления подготовленных учащихся )

Корень

Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.

Стебель

Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы растения.

Лист (с возмущением)

Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. (слайд 7)

Что могут сказать эксперты об этой удивительной кухне с научной точки зрения?

Цветок

Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света - все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение. (слайд 8)

Послушаем мнение экспертов о строении цветка.

4.Физ.минутка.

Для чего цветет цветок?

Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена?

Беседа об опылении (слайд 9)

Прочитайте в учебнике на стр.80

Как происходит опыление у растений?

Что образуется на месте цветков после опыления?

Семя

Ваш спор неудачен. Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!

Выполните задание 3 по карточкам.

Сколько получилось звеньев?

Вывод (эксперты): Какой орган растений самый главный?

5. Размножение растений

1 ) Размножение семенами

– О чем можно сказать: по всему свету без билета?

Почему?

Как путешествуют семена? (учебник с.81, чтение вслух)

- Кто является помощником растений в распространении семян?

Какой вывод можно сделать? (Слайд 10)

Вывод (эксперты) : Это самый распространенный вид размножения. Именно благодаря этому виду размножению все пространство суши покрыто растениями.

2 ) Другие виды размножения

Как еще могут размножаться растения?

Опытный материал на столе: луковицы, клубни, черенки, побеги, усы, листья. Выводы

Слайд 11 . – Какие виды размножения увидели на слайдах?

(слайд 12)

3)Обобщение:

Как размножается большинство растений?

Как образуются семена?

Как распространяются семена?

6.Развитие растения из семени.

Как развивается растение из семени? (слайд 12)

Какие условия нужны для прорастания семян?

7. Домашнее задание: с.80-83читать, выполнить задание №3 8.Итог урока

1)Обобщение.

Завершается работа нашей конференции. Сегодня мы смогли еще раз посмотреть на развитие и размножение растений глазами людей разных профессий.

Скажите, уважаемые участники, есть ли в размножении более или менее важные пути?

Какой вывод сделали на уроке врачи? Агрономы? Экологи?

Что скажут наши эксперты?

2) Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

Спасибо за работу. Урок окончен.

Приложение

Сценка «Цветочный переполох»

(По В. Брагину)

(У учащихся изображения растений)

Посмотрите! – закричал Иван-чай. – Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?

Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепестки, качать красной головой.

Но как лечить? Чем?

Как лечить? – раздался скрипучий и сухой голос. – Это говорю я, старый поседевший Мох. - Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки… Перевязку!

Перевязка изо мха хороша, - подтвердил Подорожник, но лучше приложите к ране Глухарке мой листок! И рана начнет заживать. Но не забудьте помыть листок, он может быть пыльным.

Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! – Воскликнул Одуванчик. – Только этот настой улучшает аппетит!

Что за вздор! – закричали Цветы. – У птицы перебито крыло, а ты говоришь про аппетит!

Сердце! Прежде всего, следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! – предложила Валерьяна. – Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.

Так прибавьте же и несколько моих капель, - послышался серебристый голос. – Может быть, мои капли вылечат сердце Глухарки, - добавил Ландыш.

Терпение! Только витамины вылечат больную! – заговорил острым, колючим языком Шиповник. – Мои витамины будут укреплять здоровье Глухарки.

Долго еще продолжался спор, но, в конце концов, решили все вместе лечить Глухарку, кто как может.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Размножение и развитие растений 3 класс Урок № 18

Дышит, растёт, А ходить не может. растение Орг. момент: загадка

Расскажи о дыхании растений. Расскажи о питании растений. Почему растение не может жить без солнечного света? Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений? Из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. Из земли они получают растворённые соли и воду, а из воздуха поглощают угл.газ, образуя крахмал и сахар. Потому, что им нужна энергия. Потому, что они выделяют кислород. Проверка домашнего задания

1. Лиственница 2.Сосна 3. Можжевельник ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ. Викторина

КАКИЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ВЫ ЗНАЕТЕ? РАСТЕНИЯ корень стебель листья размно-жение Особеннос-ти жизнедея-тельности Водо - росли нет нет нет спорами Живут в основном в воде Мхи нет есть есть спорами Живут в сырых местах, жизненоспособны, нет цветков Папо - ротни-ки есть есть есть Хвой-ные Стержневая или мочко ватая система одеревенелый хвоя Семена в шишках Почти все вечнозелё ные Цвет-ковые То же Травянистый или одерве нелый Листовая пластинка + чере нок Цветы – плоды Разнообразны и многочислены

Колибри имеют яркое красивое оперение. Длина тела некоторых колибри всего 5,5 см, а вес - около 1,6 г. Питаются эти крошки нектаром цветов или мелкими мягкими насекомыми. Опыление

Перенос пыльцы с одного цветка на другой. Насекомые – опылители –насекомые, которые опыляют цветы. Опыление

На лужайке. На ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу – жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь. Низко-низко наклоняюсь. Физминутка

Плоды - путешественники

Тетрадь с.36 з.7. Семена Ветра, птиц, насекомых. Человека. Растения. Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».

Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...

Растения густо заселили всю планету, но как же им это удалось? Такое распространение стало возможным благодаря тому, что растения научились быстро приспосабливаться к окружающим условиям и размножаться разными способами. Рассмотрим особенности размножения и развития растений.

Способы размножения растений

Во время цветения на растениях появляются цветки - большие или совсем крошечные, невероятно красивые или вовсе неприметные. В центре каждого цветка находится пыльца, которая выглядит как множество мельчайших желтоватых крупинок.

Пыльца необходима для размножения растений, которое происходит за счет опыления - переноса пыльцы с одних цветков на другие. Без опыления из цветка не вырастет плод с семенами и, значит, растение окажется бесплодным.

Процесс опыления происходит двумя основными способами:

  • Опыление насекомыми . Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, к его лапкам прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок такого же вида растений, насекомое невольно становится переносчиком пыльцы и опылителем. Насекомые-опылители имеют большое значение, ведь с их помощью растения могут размножаться (шиповник, яблоня, груша и другие).

Рис. 1. Пчелы - главные опылители.

Растения, которые опыляются насекомыми, делают все возможное, чтобы привлечь к себе как можно больше самых разных насекомых. Их цветки окрашены в яркие, привлекательные цвета, они источают приятный аромат и содержат сладкий нектар, который является настоящим лакомством для многих насекомых.

  • Опыление ветром . Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького размера, совсем невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет нектара, ведь им нет нужды привлекать насекомых. Пыльца образуется очень рано, когда на деревьях еще нет листвы, и в большом количестве - это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по свету.

Рис. 2. Цветки березы опыляются ветром.

В природе существует немало растений, которые размножаются не семенами, а своими частями:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • корневыми отростками;
  • луковицами;
  • частями стеблей;
  • клубнями.

К примеру, садоводы размножают клубнику с помощью стеблей-усиков, которые зарывают в землю, чтобы те проросли и дали жизнь новому растению. Картофель высаживают мелкими клубнями, а чеснок, лук, тюльпаны и нарциссы - луковицами.

Природа - большая затейница, которая, порой, выдумывает весьма оригинальные способы размножения растений. Так, если тронуть пальцем бешеный огурец, то он с громким свистом сорвется с плодоножки и, пролетая в воздухе, словно ракета, повсюду разбросает свои семена.

Как развиваются растения

После процесса опыления растения образуют плоды, в которых хранятся семена. Попадая в землю, они прорастают и таким образом дают жизнь новым растениям.

Чтобы это произошло, должны быть подходящие условия:

  • Вода . Проникая внутрь семени, вода вызывает его набухание. Под давление кожица семени лопается и появляется маленький корешок, который быстро закрепляется в почве и начинает поглощать из нее питательные вещества. Спустя время пускается в рост стебель с листиком, и вскоре над землей появляется новое молодое растение.

Рис. 3. Молодой росток.

  • Кислород . Прорастающие семена нуждаются не только в воде, но и в кислороде. Если они окажутся под толстым слоем воды, куда будет проникать совсем мало ценного газа, они не смогут прорасти.
  • Тепло . Даже если будут соблюдаться два важных условия - наличие воды и кислорода, но не будет тепла, семя не сможет прорасти. Именно поэтому размножение растений происходит весной, когда сходит снег и почва успевает как следует прогреться.

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса мы выяснили, каким образом происходит процесс размножения и развития цветковых растений по окружающему миру. Основной способ размножения - семенной, но существуют растения, которые размножаются при помощи своих частей. Для успешного развития всем растениям нужна вода, тепло и кислород.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 376.

Размножение и развитие растений Окружающий мир 3 класс Плешаков Школа России

Подготовила учитель 3 класса

МБОУ Озерненская СШ

Смоленской области

Власенкова Т.М .

01.11.2014г.


Группы растений

водоросли

мхи

цветковые

хвойные

папоротники


Что ты узнаешь на уроке?

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь – по небу летит .

Летит – гудит,

Сядет – молчит.

Целый день в трудах

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг,

Тот всегда с медком,

А кто ей не люб-

Спасайся бегом!

Его фигура подвела –

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски, словно у осы,

На брюшке – капельки росы.

Объясни экологические связи «насекомые – растения».


Цветковые растения

Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми. Цветковые – самый обширный отдел растительного мира, к которому относится более половины известных видов растений. Их около 250 000 видов.


На каком из растений образуются плоды?


Опыление цветковых растений

Основными опылителями цветковых растений являются бабочки, пчелы, шмели. Когда насекомые садятся на цветок, пыльца остается на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, они невольно переносят на него пыльцу – опыляют этот цветок.


Образование плода и семян


Плоды и семена

Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя дает жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохранятся и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет.


Приспособление к распространению плодов и семян

Животными и человеком

Приспособления:

Ветром

Саморазбрасывание

  • сухие плоды с прицепками
  • съедобные плоды

Приспособления:

  • крылышки
  • парашютики
  • хохолки

Приспособления:

Водой

  • семена активно разбрасываемые из плодов

Приспособления:

  • семена водных и прибрежных растений имеют приспособления для плавания

Условия для прорастания семени

тепло

вода

воздух

почва


Развитие растения из семени


Проверь себя

  • Назови необходимое условие для образования плодов.
  • Как происходит опыление у растений?
  • Как распространяются плоды?
  • Какие условия нужны для прорастания семян?
  • Как развивается
  • растение из семени?

У р о к 16. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я: Образовательная: создать условия для формирования представлений о размножении и развитии растений из семени; установления последовательности развития растения из семени; определения, из чего образовалась каждая часть взрослого растения. Развивающая: способствовать развитию наблюдательности и логического мышления. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, стремления охранять её. Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2 см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени»; кроссворд «Цветок»; аудиозапись звуков жужжания пчёл, шмелей; магнитофон. С ц е н а р и й у р о к а I. Сообщение темы урока. – Послушайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.) – Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях. II. Повторение пройденного и проверка знаний. 1. Признаки жизни растений. – Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме (на доске): Ученик должен заполнить схему недостающими сведениями. – Что нужно растению для роста и развития? (Воздух, солнце (свет, тепло), вода.)

2. Части (органы) растения. На доске: рисунки с изображением дерева, кустарника, травянистого растения. – Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений. На доске: рисунок с изображением растения – фасоли. – Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их. (Корень, стебель, листья, цветок, плод – стручок с семенами.) – Вспомните, что вы знаете о растениях. Разгадайте кроссворд: 1. Группа растений, которые имеют все органы: корень, листья, цветок, плод с семенами. (Цветковые.) стебель, 2. Лист хвойного дерева. (Хвоя.) 3. Орган растения, который служит для него «якорем». (Корень.) 4. Стебель деревьев. (Ствол.) 5. Орган растений, который служит для защиты семян. (Плод.) 6. Одно из веществ, которое образуется в растениях на свету. (Крахмал.) – Прочитайте получившееся слово. (Цветок.) – Что образуется на месте цветков? – Какую часть растения используют для размножения? (Семена.) Спор органов растения. (Сценка, в роли органов растений – заранее подготовленные учащиеся.) Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю. Стебель (с обидой). Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы

растения. Лист (с возмущением). Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил питательные вещества, то вас, корней, и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Учитель вмешивается в спор. – Что могут сказать эксперты об этой удивительной «кухне» с научной точки зрения? Учащиеся высказывают свои предположения. Цветок. Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, – это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение. В о п р о с ы для обсуждения: – Для чего цветет цветок? – Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена? III. Изучение нового материала. 1. Опыление растений. Научная лаборатория (исследование). – Итак, объектом исследования нашей научной лаборатории остаются растения. Закройте глаза и представьте, что вы на лугу. Ярко светит летнее солнышко. Кругом много цветов… Звучит аудиозапись. – Что услышали? (Жужжание пчёл, шмелей.) – Почему их так много? (Питаются цветочным соком – нектаром.) – Однажды учёные провели опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной. Как вы думаете, почему так произошло? – Оказывается, насекомые не только кормятся, но и выполняют важную работу – опыление. – Что же такое опыление? Разобраться в этом нам поможет модель цветка. У цветков есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зёрнышки – пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Цветки привлекают насекомых яркой окраской и пищей – пыльцой и нектаром. Когда пчела или другое насекомое садится на

цветок, пыльца остаётся на какой­нибудь части тела – на спинке, крыльях или брюшке – прилипает. Затем насекомое перелетает на цветок другого растения, и пыльца попадает на это растение. Таким образом происходит опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Такой цветок называют пустоцветом. Таким образом, пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые­ опылители. Они помогают растениям размножаться. В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Это маленькие птички весом около 2 граммов. Их крылья совершают 80 взмахов в секунду, что позволяет им почти неподвижно зависать над цветком и пить вкусный нектар. Пыльца попадает на тельце микроптички и переносится ею с цветка на цветок. – После опыления из цветков появляются плоды, а в них – семена. В нашу научную лабораторию попали семена нескольких растений. Каждой группе научных сотрудников предстоит, посовещавшись, выяснить, как же путешествуют, то есть распространяются эти семена. Кто им в этом помогает? Попробуйте предположить! Своё предположение нужно обосновать! 1­я группа – клён; 2­я группа – череда; – Совершенно верно! Семенам помогают расселяться ветер, который 3­я группа – одуванчик; 4­я группа – репейник. раздувает семена на довольно большие расстояния, люди и животные, которые переносят их на себе. Физкультминутка (Вправо­влево.) (Вперёд­назад.) (Руки вверх, потянуться.) (Руками – вправо­влево.) Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и улетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружится, вьётся. 2. Распространение семян. Рассказ учителя с элементами беседы. – Плоды и семена растений – настоящие путешественники. Почти всегда (Покружиться.) плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик.)

– Похож на него козлобородник. Семена одуванчика, козлобородника распространяются ветром. – Какие приспособления есть у этих семян? (Парашютики.) – Найдите в гербарии семена, которые тоже распространяются с помощью ветра. Как догадались? (Плоды клёна имеют крылышки.) – У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень своеобразно – они быстро­быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер! Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву. – Есть ещё способы распространения семян у некоторых растений. Выступления учащихся. Сообщение о перекати­поле. – Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати­поле» (джузгун). – Только лёгкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжёлые и нет «крылышек», «парашютиков»? Сообщение о подорожнике. – Есть растения­«зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он – туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». Сценка (разыгрывают заранее подготовленные ученики). – Иди, куманёк, по этой дорожке и придёшь в деревню. Там и курятник найдёшь. Одну­две курицы утащишь, вот тебе и ужин. – А если с дороги собьюсь? – Видишь листья подорожника? – Ну и что? – Запомни, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. – К человеку, значит, поближе захотел. – Старый ты, кум, а ничегошеньки не знаешь. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. А где больше ходят? Конечно, у селений. Понял, серая твоя голова? – Да как, кума, не понять?

В о п р о с ы для обсуждения: – Почему подорожник так назвали? – Как распространяются его семена? (С помощью человека и животных.) – Так же поступают семена некоторых водных растений. Работа по карточкам. – Прочитайте текст: Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём… (По Н. Сладкову.) – Как переносятся семена некоторых водных растений? Назовите их. Работа по учебнику. – Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, прикрепляясь, Найдите семена­«наездники» в учебнике (с. 79) (череда, репейник), в гербарии (дурнишник). называются «наездники». цепляясь к ним, – Какие приспособления есть у этих семян? – Птицы, звери, насекомые могут быть «носильщиками» семян и плодов. Сойка, запасая на зиму жёлуди, «помогает» расселению дуба. Как? – Кто ещё помогает расселению дуба? (Белка, кабан, мышь.) Птицы часто распространяют семена растений с сочными плодами рябины, брусники, черёмухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, вместе с помётом выбрасывают неповреждённые семена съеденных плодов. Выступление учащегося. Сообщение о том, что растения путешествуют не только по суше, но и по воде. – Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну. Водой переносятся семена ольхи. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды, попадают в воду, не тонут. (Показ опыта.) Рассказ учителя с элементами беседы. – Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их ещё называют «артиллеристами». Как вы думаете, почему их так назвали? Да, у них

самостоятельное разбрасывание. К ним относятся водосбор, герань, дрёма, бешеный огурец. В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение – бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто «бешеный» огурец стреляет своими семенами. IV. Закрепление изученного материала. Работа по карточкам. – Сделайте в ы в о д о том, как распространяются семена. – На карточке напишите названия растений, которым принадлежат семена. Соедините стрелкой названия растений и способ их распространения. Беседа о связи между человеком и окружающей средой. – Какое значение имеет распространение семян? – Почему нельзя срывать цветы, цветущие ветки деревьев? Послушайте стихотворение: На Земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой!», Нам казалось всё мало, всё мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из­под ног Молчаливо, дыша еле­еле, Обречённо глядел василёк, Безнадёжно гвоздики глядели. – Сохраним цветам жизнь. Пусть их семена дадут жизнь новым растениям. V. Итог урока. Рефлексия. – А теперь каждая группа подводит итоги своей работы при помощи уже (Евгений Карасёв.) знакомых нам фраз: «Теперь я знаю…», «Теперь я умею…». Домашнее задание: учебник, с. 78–81 (читать); рабочая тетрадь, с. 27–28.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...