Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Как повлияли особенности формирования рельефа территории. Особенности рельефа россии

является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основной школы основам краеведения. Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования

Краеведческого кружка

«Познай свой край»

МОУ-ООШ с. Бородаевка

на 2011-2012 учебный год

Руководитель учитель истории высшей

квалификационной категории

Кочеткова Г.Е.

2011-2012

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основной школы основам краеведения. Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Познай свой край». Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. В неделю для учащихся 5-9 классов, увлекающихся историей родного края и работой по сбору материалов для школьного краеведческого музея, созданного учащимися школы в 2000 году.

Главным объектом работы является изучение истории родного края.

Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее культурой, с ее боевыми и трудовыми традициями, людьми, своим трудовым и ратным подвигом способствующими ее процветанию. В процессе краеведческой работы у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

Новизна.

Принципиальным отличием программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях. Является воспитательная, патриотическая направленность содержания, которая выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях

Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

Новизна программы заключается в том, что в неё «встроен» эпизодический курс истории России, который позволяет ребёнку приобрести начальные сведения по предмету.

Актуальность.

Одной из важнейших задач образования является воспитание патриотизма и нравственности, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса школьников посредством среды с применением исследовательской деятельности, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых способностей по истории, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к конкретной деятельности, деятельному общению.

Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами исследовательской деятельности, а также на осуществление ценностно-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к историческому краеведению.

Принципы построения программы:

  1. Постепенность.
  2. Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности
  3. Акцентирование на исследовательской деятельности

Цель - сформировать у учащихся представления о истории и культуре края как о части отечественной культуры.

Задачи программы:

Обучающие

  1. изучать историю с. Бородаевка, Марксовского района и Саратовской области;
  2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  3. изучать быт, культуру, обычаи и традиции нашего края.

Развивающие:

  1. гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление духовно-нравственной сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им исследовательской деятельности.
  2. Развитие внимания, памяти, логического мышления,.
  3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к истории родного края.
  2. Расширение коммуникативных способностей детей.
  3. Формирование культуры и совершенствование навыков исследовательской деятельности.

Отличительные особенности данной программы .

Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в основной школе и адаптирована для учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение краеведения, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы.

Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся.

Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  1. сочетание разных форм занятий
  2. содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
  3. совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
  4. используется активизирующая обучающихся форма соревнования;
  5. осуществляются выходы в другие предметные циклы;
  6. занятия организованы в диалоговой форме и др.;
  7. включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в фестивалях и слетах);
  8. инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам обучающихся формировать свои подходы к процессу исследования

Ожидаемые и прогнозируемые результаты

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

  1. научатся приемам исследовательской работы;
  2. узнают историю «малой родины»;
  3. научатся навыкам исследовательской деятельности;
  4. научаться создавать творческие проекты;
  5. приобретут навыки написания творческих работ;
  6. разовьют память, историческое мышление, творческие способности и фантазию;
  1. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих работы по истории родного края.

Задачи на 2011 – 2012 учебный год:

Посредством организации работы в школьном музее прививать учащимся глубокий интерес к истории, культуре, этнографии родного края, воспитывать патриотизм на примерах исторического прошлого родного села.

Календарно- тематическое планирование работы

Сроки

Дата

1

2

3

Организационное занятие. Ознакомление ребят с особенностями и планом работы кружка на 2011-2012 учебный год.

Посещение школьного музея, ознакомление с экспонатами музея.

Обновление раздела «Сердце отдаю детям»

сентябрь

5,6

7, 8

«Население Саратовской области» - сбор материала и оформление проекта «Население саратовской области»

Проект «Семь чудес России»

Проект «Семь чудес села Бородаевка»

октябрь

9

10, 11

Изучаем традиции народов Поволжья. Русские. Украинцы. Казахи. Немцы. Корейцы.

Подготовка и проведение праздника «Мама», посвященного дню матери

ноябрь

13

14

15

Организация экскурсии для классных коллективов в музей.

Как в России новый год справлять начали

История новогодней елки.

Рождество

декабрь

17

18, 19

20

«Зимние праздники радости» Игра.


Из истории национальных костюмов народов Поволжья.


История нашей школы.

январь

21

22

23

24

Организация и проведения вечера встреч выпускников.

Организация встречи с ветеранами войны в Афганистане.

«Мой папа – солдат России», «Выпускники нашей школы – участники боевых действий» - подбор материала и оформление фотовыставки.

февраль

25

26, 27

28

«Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать».

Подготовка и проведение встречи в музее с многодетными матерями с. Бородаевка «Матери России»

«Великие дочери России»

март

29

30, 31

32

Поле чудес «легенды и были саратовского края»

Игра «Час у деда краеведа»

Подготовка и проведение вечера памяти воинов-земляков «День победы»

апрель

33

34

Храмы Саратова и Маркса (дню России посвящается).

Из истории национального костюма. Орнамент в русском национальном костюме (дню России посвящается).

Организация экскурсии для классных коллективов в музей.

май

Список

членов кружка «Краеведение»

Ф.И.

Класс

Анисимов Илья

Володько Оксана

Калиев Равиль

Пак Максим

Полякова Людмила

Торак Виктория

Долотова Софья

Вербицкий Алексей

Ким Татьяна

Шень Оксана

Литература

Индустриализация и коллективизация в Саратовском Поволжье (конец 1920-х гг. – 1941 г.)

Основная литература:

  1. Данилов В.Н. Саратовский край в годы первых пятилеток (1928-1940) // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  2. Данилов В.Н. Саратов накануне Великой Отечественной войны: состояние экономики и социальной сферы // Саратовский краеведческий сборник. Саратов, 2002.
  3. Кондрашин В.В. Голод 1932-1933 гг. в деревнях Поволжья// Вопросы истории. 1991. №6.

Культурное развитие Саратовского региона в 1920-е – 1930-е гг.

Основная литература:

  1. Короткова Т.И. «Идти впереди жизни». Саратов, 1987.
  2. Яшин А.И., Валеев В.Х. Сто страниц о Саратове. Саратов, 1990.

Немецкая автономия на Волге от возникновения до ликвидации (1918-1941 гг.)

Основная литература:

  1. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч. 1. 1918-1923. Саратов, 1992.
  2. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч. 2. 1924-1941. Саратов, 1994.
  3. Герман А.А., Плеве И.Р. Немцы Поволжья: Краткий исторический очерк. Саратов, 2002.
  4. Голод 33-го и немцы Поволжья // Волга. 1995. № 5/6.
  5. Ерина Е.М. Очерки истории культуры Немецкой автономии на Волге. Саратов, 1995.
  6. Из истории культуры немцев Поволжья: Сб. ст. Саратов, 1933.
  7. Исаков К. 1941: другие немцы // Новое время. 1990. № 17.
  8. Кичихин А.Н. Советские немцы: откуда, куда и почему? // Военно-исторический журнал. 1990. № 8,9.
  9. Терехин С. Дважды переселённые // Волга. 1989. № 6.

Экономика Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Основная литература:

  1. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Саратов. 1976.
  2. Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья (1941-1945) Саратов, 1980.
  3. Всё - для фронта, всё – для победы: (Саратовская область в годы Великой Отечественной войны). Саратов, 1985.
  4. Корешкова З.Н. Советские женщины на трудовом фронте Великой Отечественной войны. Саратов, 1975.
  5. Левин И.С. Грозные годы. Саратов, 1984.
  6. Саратовская область за 70 лет. Саратов, 1987.
  7. Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. Саратов, 1972.
  8. Фролов Д.Ф. Трудовые подвиги саратовцев в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Поволжский край. Саратов, 1979. Вып. 9.
  9. Цирков А.В. Промышленность Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Саратов, 1969.

Всенародная помощь трудящихся Саратовской области фронту

Основная литература:

  1. Артисевич В.А. Высшая школа Саратова для фронта. Саратов, 1974.
  2. Артисевич В.А. Вузы Саратова – тылу и фронту в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Саратов, 1986.
  3. Баринов Д.Б. Творческая интеллигенция Саратова в период Великой Отечественной войны (1941-1942) // Вопросы отечественной и всеобщей истории: Сб. статей молодых историков Саратова. Саратов, 1991.
  4. Баринов Д.Б. Саратовский край – фронту в 1941-1945 // Саратовское Поволжье: история и современность. Саратов, 1999.
  5. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1976.
  6. Ванчинов Д.П., Шабанов Н.И. Саратов – прифронтовой город (1941-1945). Саратов, 1985.
  7. Данилов В.Н. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  8. Дятькин А.М., Овчинников Р.В. Родной земли любимый образ. Саратов, 2002.
  9. Палькин В.А. Они ковали победу тылу. Саратов, 2002.

Саратовская область в 1946-1964 гг.

Основная литература:

  1. Баринов Д.Б. Театральная жизнь Саратова послевоенного времени (1946-1953) // Саратовский краеведческий сборник. Саратов, 2002.
  2. Гижов В.А. Литературная жизнь Саратова в контексте идеологических кампаний послевоенного времени // Саратовский краеведческий сборник. Саратов, 2002.
  3. Кузнецова Н.В. Восстановление и развитие экономики Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953). Волгоград, 2003.
  4. Наумов С.Ю. Саратовская область в послевоенный период восстановления народного хозяйства // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  5. Островский В.Б., Вениг Б.Л. По старым саратовским трактатам. Саратов, 1966.
  6. Саратовская область за 50 лет. Саратов, 1967.
  7. Саратовская область за 70 лет. Саратов, 1987.

Саратовская область в 1965-1985 гг.

Основная литература:

  1. Наумов С.Ю. Основные направления и достижения в развитии экономики области в 1966-1985 гг. // Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.
  2. Очерки истории Саратовской организации КПСС. Ч. 3. 1938-1980. Саратов, 1982.
  3. Политика и культура в российской провинции. М. - СПб., 2001.
  4. Семёнов В.Н. Начальные люди Саратова. От первого воеводы до последнего первого секретаря. Саратов, 1998.
  5. Щербаков В.А. Экономика мелиоративного производства в Поволжье. Саратов, 1992.
  6. Яшин А.И., Валиев В.Х. Сто страниц о Саратове. Саратов, 1990.

Рельеф - это все неровности земной поверхности, формирующийся благодаря взаимодействию внутренних и внешних сил Земли.
Формы рельефа различают по размерам, строению, происхождению и т.д. Выделяют выпуклые (положительные) и вогнутые (отрицательные) формы рельефа.

В основе территории Российской Федерации расположены крупные тектонические образования – щиты, платформы, складчатые пояса, воздействие которых выражается в многогранности рельефа нашего государства. Так для России характерны многочисленные низменности, возвышенности, а также горные системы.

Строение земной коры

Наиболее крупные черты рельефа страны определяются особенностями геологического строения и тектонических структур. Территория России, как и всей Евразии, сформировалась в результате постепенного сближения и столкновения отдельных крупных литосферных плит.
Строение литосферных плит неоднородно. В их пределах есть относительно устойчивые участки - платформы и подвижные складчатые пояса. От строения литосферных плит зависит размещение крупнейших форм рельефа суши - равнин и гор. Области с равнинным рельефом приурочены к платформам - устойчивым участкам земной коры, где складкообразовательные процессы уже давно закончились.

Наиболее древние из платформ - Восточно-Европейская и Сибирская. В основании платформ лежит жесткий фундамент, сложенный магматическими и сильно метаморфизированными породами докембрийского возраста (гранитами, гнейсами, кварцитами, кристаллическими сланцами). Фундамент обычно покрыт чехлом горизонтально залегающих осадочных пород, и только на Сибирской платформе (Среднесибирское плоскогорье) значительные площади заняты вулканическими породами - сибирскими траппами. Выходы фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность называются щитами. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе и Алданский щит на Сибирской платформе.

Горные области отличаются более сложным геологическим строением. Горы образуются в наиболее подвижных участках земной коры, где в результате тектонических процессов горные породы сминаются в складки, разбиваются разломами и сбросами. Эти тектонические структуры возникли в различное время - в эпохи палеозойской, мезозойской и кайнозойской складчатости - в краевых частях литосферных плит при их столкновении друг с другом. Иногда складчатые пояса находятся во внутренних частях литосферной плиты (Уральский хребет). Это свидетельствует о том, что когда-то здесь проходила граница двух плит, которые позже превратились в единую, более крупную плиту.

Самые молодые горы нашей страны расположены на Дальнем Востоке (Курильские острова и Камчатка). Они входят в состав обширного тихоокеанского вулканического пояса, или «Тихоокеанского огненного кольца», как его называют. Они отличаются значительной сейсмичностью, частыми сильными землетрясениями, наличием действующих вулканов.

При взгляде на карту бросаются в глаза две особенности рельефа России:
1) преобладание равнин в западной и центральной части страны, а гор - по ее восточной и частично южной окраине;
2) более низкое высотное положение западной части по сравнению с восточной.
Граница между ними хорошо видна по преобладающей раскраске карты и четко совпадает с долиной Енисея. Третья особенность прослеживается при более детальном рассмотрении карты: бoльшая высота южных гор по сравнению с восточными. Кавказ и Алтай относятся к числу высоких гор Евразии.

Равнины занимают около 60% территории страны. Они раскинулись от западных границ России до Лены, от побережья Северного Ледовитого океана до подножий Кавказа, Алтая и Саян. Две крупнейшие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская - относятся к величайшим равнинам мира.

Восточно-Европейская равнина выделяется среди других равнин наиболее разнообразным рельефом. Здесь есть крупные возвышенности, отдельные отметки которых превышают 300 и даже 400 м (высшая точка Бугульмино-Белебеевской возвышенности достигает 479 м), и обширные низменности с разбросанными по ним небольшими возвышенностями и грядами (на севере) или достаточно однообразные (Прикаспий). Наиболее низкие участки равнины расположены в прибрежной полосе Каспийского моря с высотой - 26 м. Средняя высота равнины 170 м.

На крайнем северо-западе страны в пределах Кольского полуострова на крупных интрузивных массивах Хибин, Ловозерском и Мончетундре некоторые вершины превышают 1100 м; высшая из них - гора Часначорр (1191 м) в Хибинах.
Западно-Сибирская равнина отличается исключительно однообразным рельефом с незначительными колебаниями высот. Лишь отдельные небольшие участки в окраинных частях равнины превышают 200 м. Максимальных высот она достигает на Северо-Сосьвинской (290 м) и Верхнетазовской (285 м) возвышенностях. Почти половина территории лежит ниже 100 м над уровнем моря. Средняя высота равнин всего 120 м.
Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины разделены невысокими и неширокими (до 150 км) Уральскими горами, лишь отдельные вершины которых превышают 1500 м. Высшая точка Урала - гора Народная (1895 м).

В междуречье Енисея и Лены расположено Среднесибирское плоскогорье - поднятая на значительную высоту (до 400-600 м и выше) и глубокорасчлененная крупными речными долинами равнина. Наибольших высот она достигает в пределах плато Путорана (1701 м). Средняя высота плоскогорья - 480 м.
К востоку Среднесибирское плоскогорье постепенно переходит в Центральноякутскую равнину, а на север крутым уступом опускается к Северо-Сибирской низменности.

Горное обрамление на юго-западе представлено горами Большого Кавказа, протянувшимися от Черного моря до Каспийского. Здесь находится высшая точка России - двухглавый Эльбрус (5642 м) и все остальные "пятитысячники". От Алтая начинается южный горный пояс Сибири. Он представлен высокогорными и среднегорными хребтами Алтая (г. Белуха - 4506 м) и Саян (гора Мунку-Сардык - 3491 м), горными хребтами и нагорьями Тувы, Прибайкалья и Забайкалья. В Забайкалье наибольших высот достигают вершины Станового нагорья (высшая точка - 3073 м). Через Становой хребет горы Южной Сибири соединяются с горными сооружениями восточных окраин.

К востоку от Лены и вплоть до берегов Тихого океана размещены средневысотные хребты и нагорья: Верхоянский (2389 м), хребет Черского (г. Победа - 3003 м), Сунтар-Хаята (2959 м), Джугджур (1906 м), Яно-Оймяконское, Колымское, Чукотское, Корякское (гора Ледяная - 2453 м). К югу они переходят в низкие и средневысотные хребты Приамурья, Приморья (Сихотэ-Алинь) и Сахалина, максимальные отметки которых не доходят до 2500 м. Восточный форпост представлен складчатыми и вулканическими горами Камчатки и Курил. На Камчатке находится высшая точка азиатской территории России - действующий вулкан Ключевская Сопка (4688 м). Все наиболее высокие вершины Камчатки и Курил являются действующими или потухшими вулканами.

Для территории России характерно преобладание невысоких и средневысотных гор. Горы высотой более 1500 м занимают менее 10% площади страны.
Таким образом, восточные и юго-восточные окраины России представлены горными сооружениями. На юго-западе у южной границы Восточно-Европейской равнины поднимается одинокий Кавказ.

Основные формы рельефа России - равнины, горы и нагорья - обязаны своим происхождением внутренним силам Земли. Но многие существенные детали их современного рельефа созданы внешними силами. Почти всюду формирование современного рельефа происходило и происходит под воздействием текучих вод. В результате образовались эрозионные формы рельефа - речные долины, балки и овраги. Овражно-балочная сеть особенно густа на таких возвышенностях, как Среднерусская, Приволжская, и в предгорьях. Многие прибрежные морские равнины имеют плоский выровненный рельеф, который образовался за счет процессов, связанных с наступанием и отступанием моря. Поэтому на обширных пространствах современной суши морские осадки залегают горизонтально. Таковы равнины Прикаспийской, Причерноморской, Приазовской, Печорской и северной части Западно-Сибирской низменностей.

На значительных по размерам территориях нашей страны многие формы рельефа были созданы в результате покровных четвертичных оледенений. Особенно велико их влияние в северной половине Европейской части России, которая неоднократно покрывалась ледниками, спускавшимися далеко на юг со Скандинавских гор и Полярного Урала. Следами деятельности ледника на равнинах являются многочисленные холмы и гряды, сложенные мореной. Широко распространены здесь и формы рельефа, возникшие в результате деятельности талых ледниковых вод. Это разнообразные по форме и вещественному составу холмы и плоские песчаные равнины. Подобные же формы рельефа, связанные с деятельность ледника и его талых вод, встречаются и на территории Западной и Восточной Сибири. Но здесь они занимают меньшую площадь, поскольку оледенение в этих районах было менее интенсивным: в условиях резко континентального климата, где выпадает мало осадков, значительных по мощности ледников образоваться не могло.

Горные ледники в четвертичное время существовали почти во всех горах. На наиболее высоких из них ледники есть и теперь. Следами былых горных оледенений являются такие формы рельефа, как цирки и троговые долины. Они широко распространены на Кавказе, Урале, в Саянах, Алтае и во многих других горах России.
В ряде районов России имеются формы рельефа, образованные деятельностью ветра. Особенно широко они представлены в засушливых районах страны. Так, в пустынях Прикаспия сформировались песчаные холмы - барханы и гряды. Эоловые формы встречаются и во влажных районах. Дюны Прибалтики возникли в результате перевеивания песка морских пляжей и кос.

На севере Европейской части страны и к востоку от Енисея почти повсеместно встречаются формы рельефа, связанные с толщами многолетней мерзлоты. Особенно распространены бугры пучения, возникающие в результате замерзания подземных вод, разного рода просадки грунта над участками оттаивания мерзлых пород. Эти процессы мешают строительству, часто сопровождаются разрушением дорог, домов и промышленных зданий.

Прикаспийская низменность - самая нижняя точка рельефа России

Рельеф -- это совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Рельеф влияет на формирование климата, от него зависят характер и направление течения рек, с ним связаны особенности распространения растительного и животного мира. Рельеф сказывается и на образе жизни человека и его хозяйственной деятельности. Крупные формы рельефа России. Рельеф нашей страны весьма разнообразен: высокие горы соседствуют с обширными равнинами. Самая высокая точка страны (и Европы) -- гора Эльбрус на Кавказе достигает высоты 5642 м над уровнем моря, а Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже этого уровня. Территории с равнинным рельефом преобладают, занимая более половины площади страны. Среди равнин России -- одна из крупнейших равнин земного шара (Восточно-Европейская) Русская и обширная Западно-Сибирская. Разделяют их невысокие Уральские горы. Юг Европейской части России занимают молодые Кавказские горы, восток -- обширные горные страны. От Западно-Сибирской равнины их отделяет Среднесибирское плоскогорье с густой сетью речных долин. К востоку от Лены расположены горные системы Северо-Восточной Сибири: Верхоянский хребет и хребет Черского. На юге Азиатской части России располагаются Алтай, Саяны, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау и хребты Прибайкалья и Забайкалья, а также Становой хребет, Витимское плоскогорье, Становое, Патомское л Алданское нагорья. Вдоль Тихоокеанского побережья с юга на север тянутся средневысотные хребты Сихотэ-Алинь, Буреинский, Джугджур, а на севере их сменяют высокие нагорья: Колымское, Чукотское, Корякское. Высокие горные хребты с вулканическими вершинами располагаются на Камчатке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) рельеф России весьма разнообразен: представлены обширные равнины, плоскогорья, высокие и средневысотные горы;

2) преобладают равнинные территории;

3) территория, это особенно касается азиатской части страны, имеет общее понижение к северу, о чем свидетельствует направление течения большинства крупных рек;

4) горные сооружения обрамляют обширные равнины, причем основная часть гор сосредоточена на юге Сибири, северо-востоке и востоке страны.

Строение земной коры. Наиболее крупные черты рельефа страны определяются особенностями геологического строения и тектонических структур. Территория России, как и всей Евразии, сформировалась в результате постепенного сближения и столкновения отдельных крупных литосферных плит. Строение литосферных плит неоднородно. В их пределах есть относительно устойчивые участки -- платформы и подвижные складчатые пояса. От строения литосферных плит зависит размещение крупнейших форм рельефа суши -- равнин и гор. Области с равнинным рельефом приурочены к платформам -- устойчивым участкам земной коры, где складкообразовательные процессы уже давно закончились. Наиболее древние из платформ -- Восточно-Европейская и Сибирская. В основании платформ лежит жесткий фундамент, сложенный магматическими и сильно метаморфизированными породами докембрийского возраста (гранитами, гнейсами, кварцитами, кристаллическими сланцами). Фундамент обычно покрыт чехлом горизонтально залегающих осадочных пород, и только на Сибирской платформе (Среднесибирское плоскогорье) значительные площади заняты вулканическими породами -- сибирскими траппами. Выходы фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность называются щитами. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе и Алданский щит на Сибирской платформе. Горные области отличаются более сложным геологическим строением. Горы образуются в наиболее подвижных участках земной коры, где в результате тектонических процессов горные породы сминаются в складки, разбиваются разломами и сбросами. Эти тектонические структуры возникли в различное время -- в эпохи палеозойской, мезозойской и кайнозойской складчатости -- в краевых частях литосферных плит при их столкновении друг с другом. Иногда складчатые пояса находятся во внутренних частях литосферной плиты (Уральский хребет). Это свидетельствует о том, что когда-то здесь проходила граница двух плит, которые позже превратились в единую, более крупную плиту. Самые молодые горы нашей страны расположены на Дальнем Востоке (Курильские острова и Камчатка). Они входят в состав обширного тихоокеанского вулканического пояса, или «Тихоокеанского огненного кольца», как его называют. Они отличаются значительной сейсмичностью, частыми сильными землетрясениями, наличием действующих вулканов.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...