Всероссийская олимпиада школьников
2015-2016 учебный год
Биология, 11 класс
Задания
Максимальный балл – 90,5
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30
(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее
полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. У цветковых растений из стенки завязи развивается:
а) зародыш;
б) семенная кожура;
в) эндосперм;
г) околоплодник.
2. Водоросли, которые благодаря своим пигментам, наиболее приспособлены к фотосинтезу на большой глубине:
а) зелёные;
б) красные;
в) бурые;
г) золотистые.
3. Функции корневого чехлика у растений:
а) обеспечение роста корня в длину;
б) проведение воды и растворов минеральных веществ;
в) защита верхушки корня от повреждений;
г) всасывание воды и растворов минеральных веществ.
4. Назовите тип плода у картофеля:
а) клубень;
б) ягода;
в) коробочка;
г) семянка.
5. У какого растения мочковатая корневая система:
а) свёкла;
б) подсолнечник;
в) тюльпан;
г) горох.
6. Однополые цветки характерны для:
а) тыквы;
б) пшеницы;
в) гороха;
г) ржи.
7. Какой набор хромосом находится в клетках эндосперма в семени пшеницы?
а) гаплоидный; б) диплоидный; в) триплоидный; г) полиплоидный.
8. Соцветие колос характерно для:
а) укропа; б) подорожника; в) ландыша; г) гладиолуса.
9 Бактерии являются возбудителями:
а) чесотки; б) гепатита; в) холеры; г) малярии.
10. Какое из образований по происхождению не является производным кожного эпидермиса:
а) китовый ус; б) рог носорога; в) чешуя панголина; г) вибриссы кошки
а) бычий цепень; б) аскарида; в) свиной цепень; г) эхинококк.
12. Какой из перечисленных организмов проявляет положительный фототаксис:
а) хлорелла; б) малярийный плазмодий; в) эвглена г) амёба-протей.
13. К насекомым с полным превращением относятся:
а) прямокрылые, двукрылые; б) полужесткокрылые, равнокрылые; в) жесткокрылые, чешуекрылые; г) перепончатокрылые, стрекозы.
14. Круглые черви отличаются от плоских червей наличием:
а) нервной системы; б) анального отверстия; в) кутикулы; г) выделительной системы.
15. На рисунке представлен скелет позвоночного животного.
В его строении нельзя обнаружить:
а) черепную коробку;
б) грудную клетку;
в) шейные позвонки;
г) ребра.
16. Малярию вызывают:
а) амёбы; б) трипаносомы; в) плазмодии; г) инфузории.
17. Кишечник отсутствует у:
а) печёночного сосальщика; б) широкого лентеца; в) острицы; г) аскариды.
18. Эритроциты человека разрушаются в:
а) тимусе б) желтом костном мозге в) печени г) поджелудочной железе.
19. Из перечисленных ферментов в тонком кишечнике не функционирует:
а) химотрипсин; б) липаза; в) пепсин; г) амилаза поджелудочной железы
20. Лечебная сыворотка - это:
а) препарат антител б) ослабленные бактерии в) взвесь лейкоцитов г) раствор антибиотика.
21. Хрящевые полукольца составляют основу скелета:
а) трахеи б) пищевода в) гортани г) бронхиол.
22. В состав передних корешков спинного мозга входят аксоны:
а) проводящие импульсы от головного мозга б) двигательных нейронов в) чувствительных нейронов г) вставочных нейронов.
23. Непарной костью черепа является:
а) верхнечелюстная б) затылочная в) теменная г) височная.
24. Дыхательный центр у человека находится в:
а) коре больших полушарий б) промежуточном мозге в) продолговатом мозге г) шейных сегментах спинного мозга.
25. Слизь, покрывающая стенки желудка:
а) инактивирует ферменты слюны б) размягчает пищу в) способствует превращению пепсиногена в пепсин г) препятствует самоперевариванию стенок желудка.
26. Первая стадия зародышевого развития называется:
а) нейрула; б) бластула; в) дробление; г) гаструла.
27. Примерами гомологичных органов являются:
а) спинной плавник акулы и дельфина;
б) копательная конечность крота и медведки;
в) грудной плавник окуня и рука человека;
г) панцирь черепахи и раковина улитки.
28. Согласно результатам генетического анализа диким предком домашней кошки
являются, как минимум, пять представительниц одного из подвидов:
а) европейской кошки;
б) лесной кошки;
в) камышовой кошки;
г) китайской кошки.
29. В экосистемах больших глубин океана обязательно присутствуют:
а) животные, микроорганизмы; б) растения, микроорганизмы; в) растения, животные, микроорганизмы; г) растения, животные.
30. Взаимодействия особей в популяции, между популяциями называются:
а) абиотические факторы; б) биотические факторы; в) антропогенные факторы;
г) эволюционные факторы.
31. Расхождение дочерних хроматид к полюсам происходит в мейозе в:
а) профазе I ;
б) метафазе II ;
в) анафазе I ;
г) анафазе II.
32. Что происходит в экосистеме, если в ней отсутствуют редуценты или их деятельность слабо выражена:
а) ничего не происходит;
б) происходит накопление органического вещества;
в) уменьшается численность продуцентов,
г) возрастает численность консументов.
33. При скрещивании рыжего кота с черепаховой кошкой в потомстве:
а) все котята будут черными;
б) половина котята будет рыжими;
в) все кошки будут рыжими;
г) все коты будут чёрными.
34. В организме животных молекула кислорода не связывается с:
а) миоглобином;
б) гемоглобином;
в) цитохромом с;
г) цитохромом а3.
35. Из перечисленных экосистем самую низкую продукцию в расчёте на квадратный метр имеют:
а) луг;
б) тайга;
в) тропический лес;
г) открытый океан.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Грибы с животными сближают признаки:
1) единственный задний жгутик у подвижных клеток;
2) автотрофный тип питания;
3) запасают гликоген;
4) способность к неограниченному росту;
5) наличие хитина.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.
2. В регуляции уровня сахара в крови принимают участие следующие соединения:
1) глюкагон;
2) инсулин;
3) пролактин;
4) тестостерон;
5) эстрадиол.
а) только 1, 2;
б) только 1, 5;
в) только 2, 3;
г) только 2, 4;
д) 1, 2, 3.
3. К процессам пластического обмена относят:
1) синтез АТФ;
2) фотосинтез;
3) синтез белка;
4) гликолиз;
5) синтез нуклеотидов.
а) 1, 2, 3;
б) 2, 3, 4;
в) 2, 3, 5;
г) 2, 4, 5;
д) 3, 4, 5.
4. Показателями биологического регресса являются:
1) снижение продолжительности жизни;
2) увеличение эмбриональной смертности;
3) уменьшение видового разнообразия;
4) снижение плодовитости;
5) уменьшение размеров.
а) только 3;
б) только 1, 3;
в) только 1, 2, 3;
г) только 2, 3, 5;
д) 1, 2, 3, 4.
5. Из Центральноамериканского центра происхождения (по Н.И.Вавилову)
происходят культурные растения:
1) пшеница;
2) кукуруза;
3) рис;
4) соя;
5) подсолнечник.
а) только 1, 3;
б) только 1, 5;
в) только 2, 5;
г) только 1, 2, 5;
д) 2, 3, 5.
6. Отдаленная гибридизация у животных затруднена из-за:
1) разного набора генов у разных видов;
2) разного набора хромосом у разных видов;
3) тканевой несовместимости разных видов;
4) разных условий обитания видов;
5) разного брачного поведения видов.
а) только 1, 3;
б) только 1, 5;
в) только 2, 5;
г) только 1, 3, 4;
д) 2, 4, 5.
7. У эукариот транскрипция происходит в:
1) ядре;
2) аппарате Гольджи;
3) митохондриях;
4) пластидах;
5) лизосомах.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 4;
в) 1, 2, 5;
г) 1, 3, 4;
д) 1, 3, 5.
8. Один кодон матричной РНК может кодировать:
1) одну аминокислоту;
2) две аминокислоты;
3) три аминокислоты
4) четыре аминокислоты;
5) ни одной аминокислоты.
а) только 1, 2;
б) только 1, 3;
в) только 1, 4;
г) только 1, 5;
д) 1, 2, 5.
9. Из перечисленных процессов в митохондриях происходит:
1) синтез белка;
2) синтез ДНК;
3) синтез жирных кислот;
4) синтез АТФ;
5) окисление жирных кислот.
а) только 3;
б) только 2, 4;
в) только 1, 3, 4;
г) только 1, 4, 5;
д) 1, 2, 4, 5.
10. Липиды входят в состав :
1) рибосом;
2) митохондрий;
3) хроматина;
4) ядрышка;
5) аппарата Гольджи.
а) 1, 2;
б) 1, 5;
в) 2, 3;
г) 2, 4;
д) 2, 5.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Основную массу древесины сосны составляют сосуды и механические волокна.
2. Продукты фотосинтеза движутся по ситовидным трубкам сверху вниз.
3. В жилке листа флоэма находится снизу, а ксилема – сверху.
4. Кислород выделяется всеми зелёными растениями.
5. Корни растений могут осуществлять фотосинтез.
6. Кровь таракана бесцветная, так как она не содержит гемоглобина.
7. Сократительные вакуоли есть у всех инфузорий.
8. Камчатский краб – это рак-отшельник, для которого характерно слабое развитие брюшного отдела.
9. Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли наземные позвоночные.
10. Характерной особенностью млекопитающих является живорождение.
11. Основным органом, который под влиянием гормона инсулина обеспечивает снижение уровня глюкозы в крови человека, является печень.
12. Кислород и углекислый газ переносятся кровью только за счёт связывания с гемоглобином и переноса в составе комплекса гемоглобин- молекула газа.
13. Печень способна быстро и без серьёзных последствий регенерировать до 70% своего объёма, удалённого при хирургической операции.
14. Основой биологических мембран является двойной слой фосфолипидов.
15. Самыми большими молекулами в живых организмах являются мышечные белки.
16. Продуктами темновой стадии фотосинтеза являются глюкоза и кислород.
17. К незаменимым для организма человека соединениям относятся аминокислоты и азотистые основания.
18. В экосистемах суши наибольшая плотность биомассы растений наблюдается в тропических лесах.
19. Отсутствие кишечника у ленточных червей указывает на биологический регресс этой группы животных.
20. Митохондрии и лизосомы появились в эукариотических клетках в результате симбиоза.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
( max . 3,5 баллов)
Перед Вами разрез стебля растения. Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А-Ж) с их обозначениями на рисунке (1-7).
А – основная паренхима; Б – ситовидные трубки; В – клетки-спутницы;
Г – спиральный сосуд; Д – склеренхима; Е – пористый сосуд;
Ж – кольчатый сосуд.
Обозначения
1
2
3
4
5
6
7
Структуры
2. ( max . 4 балла)
На рисунке изображены представители фауны лесной подстилки и верхних горизонтов почвы.
Установите соответствие между организмами (1-8) и таксонами, к которым они относятся (А–Д): А) Многоножки; Б) Паукообразные; В) Простейшие; Г) Ракообразные; Д) Насекомые.
Организмы
1
2
3
4
5
6
7
8
Таксоны
3. ( max . 3 балла)
Какие из перечисленных структур обозначены на рисунке цифрами 1 – 5?
А – мочевой пузырь, Б – почка; В – кора почки; Г – мозговой слой почки; Д – почечная лоханка; Е – мочеточник.
номер
1
2
3
4
5
6
орган
4. ( max . 2,5 баллов)
Каждому продукту из правого столбца найдите соответствующее вещество из левого столбца.
А. Сахароза
Б. Липиды
2. Корнеплод свеклы
В. Лактоза
3. Рыбий жир
Г. Гликоген
4. Зёрна гороха
Д. Белок
5. Молоко
1
2
3
4
5
5. ( max . 2,5 баллов)
С человеком и его жилищем тесно связаны многие виды членистоногих (1 – 5). Выберите из перечня (А–Д) тип возникающих при этом взаимоотношений с человеком.
1 – Комнатная муха (Musca domestica)
2 – Постельный клоп (Cimex lectularius)
3 – Чёрный (Blatta orientalis) и рыжий (Blattella germanica) тараканы
4 – Домашний паук (Tegenaria domestica)
5 – Комары рода Culex ( городская форма – C. pipiens f. molestus)
А) протокооперация
Б) комменсализм
В) нейтрализм
Д) симбиоз
1
2
3
4
5
Член предметно- методической комиссии: /Скорых С.А./
Завязь - это пустая нижняя утолщенная часть пестика - женского органа размножения растений.
Она обеспечивает защиту и оплодотворение семязачатков (семяпочек), из которых образуются семена.
Пестик находится в цветке и состоит из рыльца, которое улавливает пыльцу, столбика, по которому пыльца попадает внутрь, и завязи, где развиваются семена. После оплодотворения из нее образуется плод.
В центральной части семяпочки (нуцеллус) находятся яйцеклетки, в случае опыления, они оплодотворяются, и из них развиваются семена. В этом же месте образуется зародышевый мешок, за счет которого они будут питаться.
Функции завязи
- Внутри завязи осуществляется процесс оплодотворения и созревания семян;
- Защищает семязачатки от внешних вредных факторов среды (перепады температуры, засуха, поедание насекомыми, дождь и др.);
- Поддерживает нужный уровень влаги;
- Обеспечивает питание семян;
- Является основой будущего плода.
Типы завязи
По числу гнезд, то есть имеющихся полостей, разделенных перегородками, в которых расположены семена, завязь бывает одно- или многогнездной.
I - одногнездная завязь, II - двухгнездная завязь, III - пятигнездная завязь. На всех рисунках: 1 - стенка завязи; 2 - гнездо; а - семяпочки, 4 - семяносец.
В основе другой классификации завязей лежит их расположение по отношению к цветоложу.
Цветоложе - это нижняя часть цветка, то есть его основание, на котором располагаются лепестки, чашелистики, тычинки и пестики.
По типу расположения завязь может быть:
- Верхняя или свободная - находится над цветоложем. Не срастается с другими частями цветка, цветок при этом называется подпестичным (злаковые, лютиковые, бобовые и др.);
- Нижняя - под цветоложем, цветок прикрепляется к вершине завязи, поэтому называется надпестичный (сложноцветные, кактусовые, орхидные и др.);
- Полунижняя - срастается с цветком, но не у самого верха, цветок называется полупестичным (камнеломковые).
Формирование плодов из завязи
Плоды, в зависимости от типа формирования из завязи, делятся на несколько видов: 1. Настоящие - образуются только завязью. Делятся на:
- Простые, образованные одним пестиком (вишня, слива, черемуха, боб у акаций);
- Сложные, образованы несколькими сросшимися пестиками (малина, ежевика)
- Дробные плоды, образованы многогнездной завязью, имеющей перегородки (незабудка, базилик, лаванда, чабрец и др.);
2. Ложные - формируются при участии других частей цветка таких, как цветоложе и околоцветник, включающий лепестки и чашелистики.
Обратите внимание
Отличить от настоящих ложные легко, по остаткам частей цветка (яблоки, груши).
Причины повреждения завязи
Повреждения завязи могут привести к отсутствию в дальнейшем семян и даже плодов. Причинами повреждений могут быть:
- Поздневесенние заморозки во время цветения, при которых цветки и завязавшиеся плоды осыпаются. Если завязи были повреждены частично, то из них развиваются деформированные, мелкие, или непригодные к употреблению плоды;
- Отсутствие или малое количество опылителей, при этом часть цветков остаются неоплодотворенными, поэтому сбрасываются;
- Бедная почва и недостаток полива, когда растению не хватает веществ, чтобы вырастить все появившиеся завязи. В этом случае, необходимо внести комплексные минеральные и органические удобрения и обеспечить полив во время засухи;
- Вредители (плодожорка, яблоневый пилильщик, цветоед и др.). Для избавления от них не нужно прибегать к искусственным средствам защиты от насекомых, так как они пагубно подействуют и на насекомых-опылителей. Лучше опрыскать растения отварами трав, которые отпугивают именно вредителей (крапива, одуванчик, чеснок, полынь и др.)
- Заболевания листьев. Здоровые листья необходимы для обеспечения растения нужными веществами, без них невозможно созревание плодов и семян;
- Перегруз количеством плодов: при большом количестве образовавшихся завязей, растение не может прокормить их все, поэтому сбрасывает часть. Избежать этого процесса поможет своевременное прореживание цветков.
Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской половых клеток (гамет).
Женская половая клетка (гамета) называется яйцеклеткой. Яйцеклетки образуются в семязачатках завязи пестика. Пестик – это женский орган размножения.
Мужская половая клетка (гамета) называется спермием. Спермии образуются в пыльниках тычинок. Тычинка – это мужской орган размножения.
В пыльниках тычинок находится пыльца.
Пыльца состоит из пыльцевых зерен. Пыльцевое зерно – это одна пилинка. Пыльцевое зерно содержит 2 клетки - вегетативную и генеративную.
Вегетативная - это клетка, которая образует пыльцевую трубку.
Генеративная - это клетка, которая образует два спермия. Спермии – это мужские половые клетки.
В процессе опыления пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, прорастает и образует пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка движется через рыльце, столбик в завязь. В завязи пестика находятся семязачатки (зачатки семени). Из них будет развиваться семя. Строение семязачатка: оболочки семязачатка, зародышевый мешок, основная яйцеклетка с двойным набором хромосом, центральная яйцеклетка с одинарным набором хромосом. Хромосомы содержат гены и отвечают за хранение и передачу наследственной информации.
Пыльцевая трубка переносит 2 спермия к семязачаткам и прорастает в семязачаток через пыльцевой вход. Спермии имеют одинарный набор хромосом.
Первый спермий оплодотворяет основную яйцеклетку и хромосомный набор становится двойным.
В результате образуется оплодотворенная яйцеклетка, которая называется – зигота. Из основной яйцеклетки и первого спермия образуется зародыш нового растения. Строение зародыша нового растения: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевые листья и почки.
Второй спермий оплодотворяет центральную яйцеклетку и хромосомный набор становится тройным.
В результате образуется эндосперм. Эндосперм – это запас питательных веществ, которые необходимы для прорастания зародыша семени.
Из оболочек семязачатка образуется семенная кожура. Из стенок завязи пестика образуется околоплодник.
Такое оплодотворение двух яйцеклеток двумя спермиями называется двойным. Оно было открыто русским ученным Навашиным С.Г. В 1898 году. Таким образом, образуется плод, который состоит из семени и околоплодника.