Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Научная литература для детей. Познавательные рассказы для детей

До конца года осталось совсем немного, а это значит, что пора подводить итоги и строить планы (конечно только тем, кто любит это делать по календарю, а не в любой день года, по велению сердца). Попробуем и мы выбрать из книжного разнообразия самые-самые лучшие издания уходящего года.

Научно-популярная литература сегодня переживает самый настоящий расцвет – серии «нон-фикшн» появляются одна за другой, иллюстрации все интереснее, инфографика – сложнее. В расцветшей вдруг моде на самообразование, когда каждый уважающий себя взрослый хотя бы раз в неделю слушает он-лайн курс на очередной бесплатной образовательной платформе или посещает лекцию на актуальную тему «Есть ли жизнь на Марсе?», авторам и издателям приходится стараться изо всех сил, чтобы не отстать в гонке разнообразных источников доступной информации об окружающем мире для взрослых и детей. Они не отстают: практически каждую неделю в книжных магазинах появляются новые книги жанра «нон-фикшн» для детей. Предлагаем сегодня сосредоточиться на научно-популярных книгах 2015 г. (первое издание), написанных российскими авторами .

Следуя законам жанра, мы включили в обзор только 10 изданий, но на самом деле нельзя не порадоваться, что хороших книг, достойных участия в этом и любом другом «топе», гораздо больше! Многие из новых книг научно-популярного жанра выходят далеко за границы привычных нам направлений, помимо энциклопедий на предельно общие темы, вроде «Животные», «Динозавры» или там «Космос», появляются книги, посвящённые узким темам и неожиданным вопросам. Как вам, например, книга об избах черносошных крестьян? А энциклопедия, посвящённая барабану? Мы уже не говорим о книге, рассказывающей исключительно о старинных европейских замках, или издании о снежинках! Ещё одной отличительной чертой хорошей современной детской книги нон-фикшн является её изумительное оформление: перед нами не просто информативный текст, а высокохудожественное издание с красивыми иллюстрациями, с продуманным оригинальным макетом.

Е. Новичкова, Е. Бунтман, А. Ратина Петр I . – М.: Лабиринт, 2015. – 28 с., ил. – ISBN 978-5-9287-2647-8.

Книга, которую читатели ждали (а издатели готовили) больше трёх лет, наконец-то вышла в свет в уже привычном «интерактивном» воплощении. На толстых картонных страницах разместились иллюстрации, вырезки из указов и документы, дополнительные клапаны и кармашки, объёмные конструкции и «гармошки», вклейки и вкладки, посвящённые личности самого знаменитого российского императора и его эпохе. Каждый из четырнадцати разворотов книги посвящён какой-то одной теме, важной странице петровской эпохи, перед нами развернутся начало царствования, строительство Петербурга, основание русского флота, Северная война, «Юности честное зерцало» и многое другое.

Уже в прошлых подобных изданиях авторы продемонстрировали нешуточное умение не только выделять главное, но и обращать внимание на мельчайшие, самые любопытные детали. Так и тут: мы прочитаем не только о причинах начала Северной войны, её этапах и итогах, но и в подробностях рассмотрим военные мундиры обеих армий, узнаем все нюансы изготовления пушек, рассмотрим военные награды. Подобные нюансы есть в каждой теме, затронутой в книге.

Пальцев обеих рук не хватит, чтобы перечислить всех научных консультантов этой, казалось бы, «игровой» книги, недели не хватит, чтобы переварить всю информацию, которую авторы каким-то чудом умудрились впихнуть в 28 разноцветных страниц!

Читателям от 7 лет.

Н. Голь, Е. Лестр Санкт-Петербург. Время Петра . – СПб.: Арка, 2015. – 120 с., ил. – ISBN 978-5-91208-140-8.

Можно сказать, что Петру I в этом году повезло: издатели детских книг не обидели его персону своим вниманием. Вот и книга петербургского писателя, постоянного автора познавательных страничек журнала «Костёр», созданная в соавторстве с Еленой Лестр, посвящена петровскому времени, правда здесь авторы не стремятся охватить неохватное, а в подробностях освещают лишь начальный период правления Петра I, сосредоточившись на строительстве новой столицы – Петербурга. Все главы начинаются со слова «первый»: «Первый камень», «Первая крепость», «Первый дом», «Первая верфь». Издание, созданное с помощью научных сотрудников Государственного Эрмитажа, отлично проиллюстрировано, в качестве картинок использованы гравюры, литографии и другие изображения, созданные очевидцами описываемых событий. Вместе с тем, большинство улиц, строений и вещей, о которых говорится в книге, сохранилось до сих пор, что делает её не только отличным познавательным историческим чтением, но и своего рода путеводителем по историческому Санкт-Петербургу.

Читателям от 10 лет.

Д. Ржанников Библейские сюжеты в барельефах Петербурга . – СПб.: Фордевинд, 2015. – 64 с., ил. – ISBN 978-5-904736-30-9.

Ещё одна книга, связанная с Санкт-Петербургом, правда не столько в историческом, сколько в искусствоведческом смысле, – это очередной выпуск серии «Иллюстрированный путеводитель». С первого взгляда, барельефы – это не тот предмет, который особенно интересен детям. Но может это оттого, что никто не пытался их этим заинтересовать? Уверяем вас, у автора книги «Библейские сюжеты в барельефах Петербурга» это наверняка получится! Особенно если ребёнок любит разгадывать загадки и решать сложные квесты.

Последовательно и подробно автор книги рассказывает о том, что такое барельеф и знакомит читателя с десятью самыми известными зданиями с барельефами библейской тематики, расположенными в современном Санкт-Петербурге. Каждая глава, посвящённая определенному архитектурному памятнику, рассказывает решительно обо всем: там обязательно указан адрес строения (кстати, на стенах Казанского и Исаакиевского собора больше двух десятков барельефов, вы их когда-нибудь рассматривали?), описаны особенности каждого изображения, приведена история сюжета, представлены все персонажи, кроме этого автор не забывает объяснить незнакомые термины. Текст сопровождается великолепными иллюстрациями, а в конце книги и вовсе праздник для юного исследователя: сначала приводится список всех упомянутых в книге библейских событий, потом – краткий словарик с картинками архитектурных терминов из книги, и наконец – игра «Охота на шедевры»: указатель музеев, на экспонатах которых можно увидеть те же самые события!

Читателям от 10 лет

Е. Борисова Детство на кораблях . – М.: Арт-Волхонка, 2015. – 88 с., ил. – ISBN 978-5-9905968-0-1.

/>

История Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны – не самый популярный сегодня сюжет в детской литературе. Однако третья книга серии «Про…» как раз повествует об одном из эпизодов этой большой истории: Русской эскадре, группе кораблей и пароходов, которые в 1020 г. покинули Крымский берег и отправились в плавание сначала в Турцию, а затем – к берегам Туниса. Через историю семьи офицера Манштейна, его жены и дочери Асты (книга написана именно на основе её воспоминаний), членов Русской эскадры, автор рассказывает о малоизвестном эпизоде истории российского общества. Мы узнаём детали жизни русских офицеров в Африке: как они бытовали, на что надеялись, как учились дети, что праздновали, чем питались. Не забывает автор прояснить для читателя самый важный контекст: историю русского флота, моряцкого образования, говорит об Андреевском флаге и морской чести. Книга завершается словарём терминов и подробной схемой корабля, точно такого, который стал домом для эмигрантов.

Богатству оформления этой книги могут позавидовать лучшие исторические труды: она напичкана редкими фотографиями, изображениями документов и артефактов, взятых из собраний частных и государственных архивов. Вся эта информация очень умно и красиво организована, перед нами как раз тот случай, когда дизайн книги можно приводить в качестве примера для подражания.

Читателям от 12 лет.

Н. Синельникова Десять картин о войне . – М.: Клевер-Медиа-Груп, 2015. – 22 с., ил. – ISBN 978-5-91982-667-5.

Казалось бы, каких только книг с дежурно-парадными фразами о героизме и мужестве наших солдат в Великой Отечественной войне не вышло за последние 70 лет! Но эта, кажется, единственная в своём роде: перед нами искусствоведческий анализ десятка батальных живописных полотен, созданных во время и после войны, таких как «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» К. Ф. Юона, «Защитники Брестской крепости» П. А Кривоногова, «Александр Невский» П. Д. Корина и других. Книга сделана в формате инфографики: на каждом развороте приведена репродукция картины, краткое описание истории её появления и событий, изображённых на ней, справка о художнике, а также врезки и вставки с фактами и цитатами, которые имеют какое-то отношение к картине и событию. Например, описание картины «Александр Невский» сопровождается фотографией лётчика Билюкина, летавшего на именном истребителе «Александр Невский», и изображениями военных агитационных плакатов, в которых также использовалась «богатырская» тематика.

К сожалению, авторам не удалось избежать дежурных штампов об «отчаянной борьбе обычных советских людей в тылу врага», о рабочих и колхозниках, сражавшихся «плечом к плечу», о том, что «страна мужала», несколько выхолощенных уже за десятилетия постоянного использования. Видимо, мы пока не научились как-то иначе говорить об этой войне.

Читателям от 7 лет.

Русские ремёсла . – М.: Редкая птица, 2015.

Маленькая энциклопедия о традиционных русских ремёслах и промыслах, созданная редакцией «Редкой птицы» при участии художников Русаны Наливайко и Капыча, а также научного консультанта д. и. н. Л. В. Беловинского, рассказывает о том, как русские крестьяне делали своими руками самые необходимые для хозяйства вещи. Плетение из бересты, изготовление ложек из дерева, гончарный промысел, плетение корзин, прядение, ткачество – это далеко не полный перечень промыслов, описанных в книжке. Авторы расскажут о разделении ремёсел на мужские и женские, не забудут прояснить и изобразить все непонятные слова и термины, завалят читателя интересными забавными фактами, которые делают чтение весьма занимательным. Не забудут даже историю о том, как Петр I лапоть не смог сплести!

При нынешней моде на ручную работу все эти знания могут оказаться не только любопытным дополнением к курсу истории русской культуры, но и составить теоретическую подготовку будущего мастера.

Читателям от 7 лет.

А. Литвина Метро: на земле и под землёй . – М.: Пешком в историю, 2015. – ISBN 978-5-905474-30-9.

Познавательная книжка-картинка об истории железной дороги вообще и подземки в частности выделяется из ряда себе подобных благодаря оформлению. Анна Десницкая, которая нарисовала иллюстрации к этой книге, давно уже полюбилась читателям по книгам О. Мандельштама «Два трамвая» и Э. Шендеровича «Инопланетяне у египтян», однако здесь она впервые проявила себя в познавательном жанре. Надо сказать, что получилось на редкость хорошо: художнику удалось сохранить свой оригинальный стиль, в котором юмор сочетается с изяществом, а любовь к деталям не ведёт к избыточности. Текст книги служит дополнением к иллюстрациям. От разворота к развороту читатели узнают об изобретении паровоза и первых железных дорогах, о том, как пробивали туннели в скалах и прокладывали высокие эстакады, о строительстве метро в Москве и за рубежом. Не забывает автор про трамваи, велосипеды и автомобили. Те, кто устанут читать, могут поиграть: отыскать на картинке все машины или «железнодорожные» профессии, сравнить площадь Мясницкие ворота в Москве в 1920-е гг. и сегодня, поиграть в игру-ходилку по схеме Московского метрополитена и ответить на хитрые вопросы.

Читателям от 5 лет.

Петр Багин В лесу . – М.: Мелик-Пашаев, 2015. – 48 с., ил. – ISBN 978-5-00041-125-4.

Жизнь леса средней полосы России в очередной раз стала темой красивейшей книги для детей (кстати, именно она получила в этом году премию «Образ книги» в познавательной номинации). Сочетание иллюстраций и текстов в этом издании далеко не в пользу последнего – перед нами книга художника в самом лучшем смысле этого слова, что никак не сказывается на информативности.

В книге условно выделяется две части: в первой художник последовательно представляет нам времена года. Для каждого месяца создана своя масштабная панорамная иллюстрация, на которой собрано всё сразу: животные, хищники и травоядные, рыбы, птицы, насекомые, растения, грибы и соответствующая погода. Воспринимать этот подход художника как избыточность или «декоративность» – дело вкуса. Вторая часть книги имеет подзаголовок «Гнёзда и норы. Родители и детёныши», именно там можно увидеть поэтапное развитие тех живых существ, которых читатели уже наблюдали на панорамных иллюстрациях, их жилища «в разрезе». В этом разделе есть что почитать: каждое изображение сопровождается ёмким комментарием.

Читателям от 5 лет.

В. Малеев Занимательная зоогеография . – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 192 с., ил. – ISBN 978-5-00057-294-8.

Известный биолог и фотохудожник Валерий Малеев сам объездил полмира и сделал множество фотографий животных. Затем он отобрал примерно полторы сотни самых интересных, разместил их по соответствующим климатическим зонам и составил для каждого из своих героев короткое, нескучное описание. Получился своего рода фото-справочник, где каждый зверь представлен тремя-четырьмя очень красивыми фотографиями, небольшой статьёй и энциклопедической информацией, размещённой сверху каждой статьи: там указан рост и вес взрослого животного, продолжительность его жизни и любимая пища. Книга разделена на главы в соответствии с климатическими зонами, а в предисловии автор говорит, что данное издание – лишь крохотная частица знаний о мире живой природы и призывает читателя расширять свои познания.

Читателям от 5 лет.

И. Панкратов Слонодёмия . – СПб.: Азбука, 2015. – 256 с., ил. – ISBN: 978-5-389-07698-3.

Автор книги, кандидат физико-математических наук, в сказочной форме знакомит читателей с законами физики. Главный герой книги – маленький демон Максвелла Дёма – попадает в сказочную страну Тыквено, где каждый день рядом с ним перестаёт работать один из законов физики. Героям приходится выпутываться из ситуаций, когда мир вокруг ведёт себя не так, как обычно, а читателям предстоит понять целый ряд важнейших физических принципов и законов. В этом им помогут «Заметки Дёминого папы», расположенные после каждой главы, где простым и понятным слогом автор объясняет изумительно сложные для выбранной целевой аудитории вещи, как-то: второй закон термодинамики, закон Архимеда, гравитация, отдельные вопросы астрофизики и даже научные исследовательские методы.

Забавно, что эта в первую очередь познавательная книжка получила премию именно за литературные достоинства: в 2014 г. автор был отмечен премией «Дебют» в номинации «Проза».

Читателям от 8 лет.

Хорошая научно-популярная литература в максимально доступной, простой, но интересной форме расскажет юным читателям о фундаментальных и прикладных науках, географических открытиях и путешествиях и т.д. Удовлетворите любопытство маленьких почемучек!

«Занимательная астрономия»
Яков Перельман
Издательство Римис

Книга Я. И. Перельмана познакомит читателей с отдельными вопросами астрономии, в увлекательной форме опишет важнейшие явления звездного неба. Многие из них, кажущиеся привычными, автор покажет с неожиданной стороны и раскроет их действительный смысл. Задача книги - развернуть перед читателем широкую картину мирового пространства и происходящих в нем удивительных явлений и возбудить интерес к одной из самых увлекательных наук, к науке о звездном небе.

«Живая математика»
Яков Перельман
ИД Мещерякова

Математика может быть по-настоящему живой и увлекательной! Для того чтобы убедиться в этом, достаточно открыть эту книгу Я.И. Перельмана, в которой вы найдете два сборника занимательных задач и головоломок на математические темы, которые отлично развивают логическое мышление и память. "Ящик загадок и фокусов" - книга-шкатулка, наполненная шуточными вопросами, загадками, играми и фокусами. "Живая математика" представляет собой сборник логических задач, которые волшебным пером автора превращены в небольшие и увлекательные рассказы. Читателю достаточно обычных знаний по элементарной математике и начальной геометрии, чтобы справиться с заданиями автора.

«Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам»
Даниэль Мизелиньский,Александра Мизелиньская
Издательство Самокат

Четыре тысячи картинок рассказывают о 41 стране: кто в ней живет, какие самые распространенные имена, какие достопримечательности - природные, архитектурные, самые распространенные и самые редкие представители флоры и фауны, обычаи и традиции, исторические персонажи, прославившие свою родину, виды спорта, национальная кухня... И еще очень много всего, что заставит вас всей семьей часами бродить по африканским пустыням, осваивать приветствие новозеландских маори или изучать арктическую фауну. Вперед, к новым открытиям!

«Почему трава зеленая и еще 100 детских "почему"»
Татьяна Яценко
Издательство Питер

Почему мы чихаем? Почему трава зелёная? Почему Луна не падает на Землю? Почему лев - царь зверей? Почему китайцы едят палочками? Сколько ещё вопросов может задать ребёнок за одну минуту? А вы знаете ответы на каждый из них? Вам повезло! Теперь у вас есть исчерпывающий гид по всем детским "почему"! Вам не придется ломать голову над каверзными вопросами - вы станете самым сведущим и мудрым родителем на свете!

«Научные фокусы и загадки»
Яков Перельман
Издательство АСТ

"Научные фокусы и загадки" - это увлекательная коллекция хитрых вопросов, занимательных задач, интересных загадок, головоломок, фокусов и игр. Эта книга для веселых, находчивых и сообразительных читателей!

«Мой объемный атлас мира»
Дарья Дорофеева
Издательство Мозаика-Синтез

Отправьтесь в кругосветное путешествие с удивительным интерактивным атласом мира. Юные читатели узнают много нового и удивительного о Северной и Южной Америке, Евразии, Африке, Австралии и Антарктиде. Самая высокая гора в мире, самая большая и самая маленькая страна, крупнейшие города, знаменитые достопримечательности, животный мир, национальные танцы и спорт, исчезнувшие города и древние цивилизации – все это и многое другое расскажет эта книга.

«Иллюстрированный атлас географических открытий»
Издательство Махаон

Этот Атлас посвящен истории географических открытий с глубокой древности и до сегодняшнего дня. - Подробные карты, на которые нанесены маршруты путешествий - Старинные и современные цветные и черно-белые фотографии - Краткие биографии путешественников и первооткрывателей - Статистические данные о жизни путешественников, их экспедициях - Хронологическая лента - Алфавитный указатель Атлас станет незаменимым справочным пособием и настольной книгой для читателей всех возрастов.

«В мире жуков. Интересные факты о животных»
Стив Дженкинс

О чем эта книга? Жуки - удивительные существа, вызывающие искреннее любопытство у детей. Эти не очень-то приятные, по мнению взрослых, насекомые гораздо интереснее и красивее, чем может показаться на первый взгляд. Надо только присмотреться! В своей необычной книге знаменитый иллюстратор Стив Дженкинс демонстрирует самых разных жуков во всей красе и знакомит маленьких читателей с удивительными фактами из их жизни. Как устроены насекомые, как они растут, чем питаются, где живут, как общаются между собой? Ваш ребенок найдет ответы на эти и многие другие вопросы во время увлекательного путешествия в фантастический мир жуков. Фишка книги В этой книге вы встретите уникальное сочетание - познавательное содержание и изысканные, завораживающие, натуралистичные иллюстрации.

«Самые невероятные факты»
Издательство Эксмо

300 самых удивительных секретов окружающего мира в новой энциклопедии Disney.Энциклопедия - это по-настоящему интересные факты, первоклассные фотографии и юмор диснеевских героев. Книга в подарочном оформлении, на мелованной бумаге.

«Увлекательная физика»
Елена Качур
Издательство Манн, Иванов и Фербер

Почему предметы падают на пол, а не на потолок? Почему мяч не тонет в воде? Откуда берётся эхо? Отчего во время грозы гремит гром и как появляется радуга? Ответить на эти и многие другие вопросы любознательному Чевостику поможет его старший друг дядя Кузя. Для этого они отправятся в увлекательное путешествие, в котором познакомятся с необыкновенно интересной и важной наукой - физикой! Вместе с маленькими читателями они будут наблюдать за интересными явлениями, а дядя Кузя объяснит их физическую природу.

Благодарим портал Read.ru за помощь в составлении рейтинга

Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности

Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному . Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами . Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию . При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.



В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие . Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему , однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

В этот период продолжает формироваться и теория детской научно-популярной литературы. Значительным явлением в истории русской детской книги становится предпринятая в 60-е годы известным критиком и публицистом Н.В. Шелгуновым попытка создания подробного проекта «детской библиотеки» научно-популярных книг, дифференцированных по читательскому адресу на три раздела: для детей до 6 лет - книжки-картинки; для детей 6-8 лет - книжки-картинки с текстом; для детей 10 лет - краткие курсы по отдельным направлениям науки и техники. Построение каждого раздела определялось принципом энциклопедичности сообщаемого материала. В истории отечественной детской книги это одна из первых попыток разработки систематического комплекса научно-популярных книг, четко дифференцированного по возрастному признаку и учитывающего возможности различных типов изданий детской книги (книжки-картинки с текстом и без него, текстовые издания).

Репертуар научно-популярной детской книги, универсальный по тематике, разнообразный по жанрам публикуемых произведений, включающий книги для всех возрастных групп детского читателя, использующий понятийные и художественные способы популяризации, - одно из самых значительных достижений в истории русской детской книги третьей четверти XIX века. Почетное место в нем занимают научно-популярные книги по истории. Вдохновленные трудом Н.М. Карамзина «История государства Российского», детские писатели создали множество его переложений.

Помимо исторического комплекса в состав научно-популярного репертуара детской книги интересующего нас периода входили довольно многочисленные издания, посвященные различным естественным и гуманитарным наукам, развитию техники.

Среди изданий, адресованных младшим читателям, преобладали книги, посвященные объяснению явлений природы, которые ребенок видит ежедневно, предметам, окружающим его в быту . Затем следовали издания, увлекающие в близкие и дальние прогулки и путешествия, постепенно расширяющие границы детского мира от стен комнаты до пределов Вселенной . Подобные книги носили ярко выраженный энциклопедический характер, сообщая разнообразные сведения из ботаники, зоологии, географии, физики и т.д.; их отличает, как правило, живой образный язык, обилие иллюстраций. Научно-популярные книги для среднего и старшего возраста более фундаментальны, они привлекали для пояснения отдельных явлений и предметов значительный научный материал, использовали научную терминологию . В изданиях для этого возраста доминировала дидактическая популяризация, формирующая мировоззрение, интерес к науке, навыки научного мышления и т.д. средствами популярного изложения научной информации, доступными детскому восприятию .

В этот период среди изданий, адресованных среднему и старшему возрасту, появляются произведения одного из наиболее значительных и оригинальных жанров научно-популярной литературы для детей - так называемой «занимательной популяризации» («занимательной науки»), получившей широкое развитие несколько позже - в конце XIX - начале XX века. Произведения данного жанра не только информируют читателей о результатах развития науки и техники, но и воспитывают в детях смекалку, самостоятельность мышления, любовь и уважение к научным поискам, к методам научного мышления, наконец, к людям науки. Активность «занимательной популяризации» отвечает специфике детского возраста; не ставя своей задачей научить ребенка какой-либо науке, не подменяя учебную литературу, она способна внушить читателю увлеченность наукой, расширить его представления о научной деятельности, приучить мыслить в духе конкретной науки. Для произведений этого жанра в дальнейшем характерна подчеркнутая документальность, использование материала только твердо доказанного, без изложения догадок, гипотез; умение увидеть в обыденном необычное, взглянуть на привычные явления под новым, неожиданным углом зрения определяет здесь природу занимательности.

Появление подобного рода книг в детской популяризации связано с активизацией развития науки, в первую очередь с выдающимися открытиями, сделанными в том числе отечественными учеными. Произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются в этот и все последующие периоды развития отечественной детской литературы к читателям младших возрастных групп, стремясь не только объяснить окружающий мир, но и пробудить у них интерес к науке и технике, научному поиску

Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности

Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному. Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами. Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию. При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.



В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие. Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему, однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

Пока родители делают вид, что знают ответы на все вопросы, а сами после того, как не могут ответить на элементарную задачку ребенка – лезут за ответами в Интернет, издательства шагнули навстречу всем сторонам одновременно. Таким образом, вы можете вместе со своим крохой изучать в деталях различные направления науки . При этом получая концентрированные знания, удачно проиллюстрированные и написанные доступным языком. Как говорится, было бы желание!

Градация научно-популярных книг

Прежде чем скупать все серии научно-популярных изданий подряд, посмотрите какое именно направление будет интересно вашему малышу. Ведь книга способна дополнить его знания, но первоначально их должны вы вместе найти, например, в походе в краеведческий музей или музей физики Эйнштейна, дадут пищу для ума крохи, а вас заставят задуматься о том, готовы ли вы отвечать на остальные вопросы, постоянно сыплющиеся от малыша, верно или все же чувствуете пробелы и забытые доказательства теорий?! В общем, прикиньте вначале что вы хотите в итоге получить и приобретите интересующие серии или возьмите их в библиотеке.

  • Разделение идет по возрастным группам. Дошкольникам не будет интересен классический формат энциклопедий в котором есть перечень определений и нескольких фактов к ним, но вот старшим деткам этот формат точно понравится. Для детей книги делают в виде интерактивных игрушек, где можно будет что-то подвигать, пощупать, нажать.
  • Направления научно-популярных книг для детей . Можете выбрать точные науки (физика, химия), а можете уйти в гуманитарные (история, например). Опять же в зависимости от возраста выберете подходящую книгу.
  • Есть отдельные книги, а есть серии. В случае, например, с книгами про отдельных животных от издательства лучше постепенно изучать их все. Тем более, что пока насчитывается порядка 25 книг.

Есть серии книг по различным направлениям. Такие интересно собирать полностью. В них больше будут энциклопедические знания, которые будут всегда под рукой у малыша. Ведь очень важно научить школьника не просто гуглить в поисках полезной информации, но и находить нужные вещи в библиотеках.

Знакомые и не очень названия научно-популярных книг для детей

А.В.Тихонов "Животные России. Красная книга". Удивительный сборник исчезающих видов животных со всех уголков нашей необъятной Родины. Автор подробно описал каждый вид, сделал акцент на причинах, приводящих к исчезновению или сильному уменьшению популяции вида. Такая книга хороша не только для школьников, но и просто для , которые заботятся о братьях наших меньших.

Для тех, кто не только любит животных, но и путешествия – вас может заинтересовать научно-популярная книга "Иллюстрированный атлас географических открытий" в переводе автора Амченкова Юрия . В этой книге вас ждут все самые интересные и значимые истории и карты путешественников, связанные с открытиям от начала времен до наших дней. Фантазия вашего ребенка позволит ему, изучая эту книгу самостоятельно, путешествовать во времени и понимать ход истории.

А вот варианты книги для тех, кто по старше. Книга "Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить" автора Йаэль Адлер разберут по полочкам всю биологию для школьника, а может помогут сохранить красоту кожи вашей подрастающей дочке, которая очень хочет начать пользоваться косметикой. В общем, помните, что у каждого из нас около двух квадратных метров кожи, которая как антенна реагирует на все внешние и внутренние раздражители. Любое воздействие на нее наносит определенный вред или пользу для всего (!) организма. Такая научно-популярная книга будет, на самом деле полезна не только детям, взрослые найдут в ней множество неизвестных для себя фактов. Кстати, в этой серии книг вышли еще не менее очаровательные издания.

Отличная серия научно-популярных книг от автора Елены Качур " Детские энциклопедии с Чевостиком". Книга по возрастным цензам рекомендуется детям дошкольного и младшего школьного возраста. Серия завоевала России невероятную популярность за милейшие иллюстрации, подробное описание фактов в каждой книге. И если вы еще со времен своей школьной скамьи боялись, например, физики, то книга Елены "Увлекательная физика" вас аккуратно введет в курс дела. Позволит школьнику разобраться в сложных понятиях и попробовать их изучить самостоятельно. В серии вышли уже книги про химию, о здоровье и устройстве человека, о Земле.

А научно-популярная книга Перельмана Якова "Научные фокусы и загадки" задаст жару вам каждый день, ведь в ней собраны все самые интересные и занимательные задачки, загадки, серии опытов.

Можно сказать, шедевральная книга среди все серий сборников опытов от авторов Марии Яковлевой, Сергея Болушевского это научно-популярная книга "365 научных опытов на каждый день". Более подробного издания вы пока не встретите. Опыты просты, но дают понятия обо всех науках. Вы сможете не только получить понимание почему так происходит, но с помощью подручных средств провести все эксперименты вместе с детьми. Книга хороша тем, что в ней идет подразделение по временам года, градация по возможности делать этот опыт самостоятельно или только с помощью взрослых. Перед каждым опытом у вас будет список необходимых вещей для его проведения и иллюстрация.

Итоги

Научно-популярные книги для детей, авторами которых стали как российские, так и зарубежные писатели завоевывают рынок книжных магазинов с большой скоростью. Конечно, многое зависит от издания, иллюстраций или фотографий, качества изложенного материала, но в любом случае такими книгами зачитываются и дети и взрослые. Их вечера становятся совместными и появляются дела, которые можно провернуть только сообща! Авторы научно-популярных книг для детей стараются сделать их максимально полезными и интересными для широкого круга пользователей.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...