Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Кто летал на луну из ссср. Почему американцы точно были на луне

Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно. То есть мы проиграли эту гонку американцам, напрасно потратили массу сил и времени? Только сегодня, когда гриф «Совершенно секретно» с этих разработок наконец снят, мы можем убедиться, что мнение о лунной программе как неудачной является ложным, ведь практически все наши достижения: запуск первого спутника, первого космонавта, первых межпланетных станций - были так или иначе связаны с ней и работали на главное - подготовку высадки человека на поверхность Луны. ПРОЕКТ «СЕВЕР»
2 января 1959 года в СССР был проведен первый успешный запуск трехступенчатой ракеты-носителя «Восток», созданной в рамках семейства ракет Р-7. Ракета вывела на траекторию полета к Луне автоматическую станцию «Луна-1», которая через 34 часа после старта прошла в шести тысячах километров от цели. Связь со станцией поддерживалась более 60 часов.

В марте того же года под руководством Сергея Королёва началась подготовка к созданию нового космического корабля, предназначенного для околоземных полетов и полетов к Луне. Первоначально проект, получивший название «Север», не предусматривал высадки космонавта на поверхность нашего естественного спутника - речь шла только о пилотируемом полете вокруг Луны. К лету конструкте выработали параметры, которые легли в основу конструкции будущего корабля.

Как предварительный этап была задумана программа «Союз 7К-Л1». Космический корабль в рамках этой программы был предназначен для пилотируемого полета вокруг Луны продолжительностью 6-7 дней. Поскольку не предусматривался выход на лунную орбиту, на корабле не устанавливалась мощная двигательная установка, а возвращение на Землю обеспечивалось маневром в гравитационном поле Луны. При точных расчетах и правильном выведении включение двигателя для возвращения не требовалось вообще. Космический корабль «Союз 7К-Л1» весил примерно 5600 килограммов и был создан на базе проекта «Союз». Внешне Л1 напоминал «Союз», но был двухместным и не имел сферического орбитального модуля.


Однако уже на первом этапе работ стало ясно, что для реализации проекта необходимо запустить в серийное производство ракетоноситель совершенно нового типа. Поэтому 23 июля 1960 года правительство СССР поставило перед ОКБ-1 задачу по созданию новой ракеты-носителя со стартовой массой более 2000 тонн для вывода на низкую орбиту полезной нагрузки свыше 80 тонн. На ракете предполагалось использовать обычное химическое топливо, а на всю разработку отводилось 7 лет. Программа получила название Н-1 (предположительно - от слова «носитель») и имела спецобозначение -11А52.


28 июля того же года в США было официально объявлено о начале работы над проектом Apollo, который предусматривал пилотируемый облет Луны и высадку человека на ее поверхность. Битва за Луну началась.
НА ЛУНУ ПО-КОРОЛЕВСКИ
Почти сразу же с началом работ над новым носителем между двумя ведущими советскими конструкторами Валентином Глушко (ОКБ-456) и Сергеем Королёвым (ОКБ-1) выявились серьезные разногласия по вопросу дальнейшего развития ракетостроения. Глушко считал, что лучшими топливными компонентами являются азотная кислота и гептил. Технические характеристики при сгорании у этих веществ достаточно высоки, но они крайне ядовиты и опасны в эксплуатации. Королев придерживался подхода, согласно которому на первой ступени мог быть использован традиционный керосин, а для второй и третьей следовало разработать двигатели на водороде.
Американский конструктор Вернер фон Браун при создании носителя для программы Apollo также пошел по пути применения керосина и водорода. На первой ступени ракеты Saturn-V планировалось разместить 5 двигателей F-1 с тягой по 690 тонн. Работа над F-1 началась еще в 1955 году, и уже в августе 1961 года прошли первые огневые испытания.

Поскольку в СССР такой мощности достичь не удалось, Королёв решил использовать двигатели с тягой 150 тонн. Подобные двигатели могли быть созданы в ОКБ-456 (Глушко) или в ОКБ-276 (Николай Кузнецов). Поскольку Королёв и Глушко придерживались различных взглядов на эту проблему, разработка была поручена Кузнецову. В августе 1964 года в ответ на американский план высадки на Луну было принято решение о разработке аналогичной программы на базе ракеты-носителя Н-1 по схеме, предусматривающей наличие орбитального и посадочного модулей.
Программа предусматривала вывод на лунную орбиту двухместного космического орбитального корабля «Союз 7К-ЛОК» и одноместного лунного корабля ЛК-Т2К. Для торможения около Луны предназначался ракетный блок Д. На орбите один из космонавтов должен был через открытый космос перебраться в лунный корабль и с использованием того же блока Д начать посадку на Луну. Непосредственно перед посадкой блок Д отбрасывался, и корабль, используя собственную двигательную установку (блок Є), плавно опускался на четыре опоры. Космонавт покидал корабль в скафандре «Кречет» и около суток работал на поверхности Луны. По окончании работ на поверхности лунный корабль должен был при помощи блока Е вернуться на орбиту и состыковаться с орбитальным модулем. Космонавт через открытый космос переходил в орбитальный модуль и переносил в него образцы лунного грунта, после чего лунный корабль отделялся. Для возвращения на Землю должна была быть задействована двигательная установка орбитального корабля (блок И). Приземление выполнялось по той же схеме, что и в проекте «Союз 7К-Л1».


Согласно расчетам приблизительная масса заправленного топливом орбитального модуля составляла 20 тонн, взлетно-посадочного модуля - примерно 6 тонн. Суммарная нагрузка, выводимая на траекторию полета к Луне, составляла 30 тонн. Для того чтобы с опорной орбиты разогнаться до второй космической скорости, требовалась дополнительная ступень, весившая вместе с топливом 40-50 тонн. Значит, ракета-носитель должна была доставить на низкую околоземную орбиту 75-100 тонн груза. В сжатые сроки эту задачу могла решить только ракета Н-1. 12 октября 1964 года состоялся первый полет трехместного корабля «Восход», пилотируемого космонавтами Комаровым, Феоктистовым и Егоровым. Корабль выводился на орбиту новой ракетой «Союз». Впервые три космонавта находились на корабле без скафандров. Полеты по программе «Восход» проводились с целью практической отработки систем будущего орбитального корабля для лунной экспедиции. Из-за спешки в проекте не была предусмотрена система аварийного спасения, и риск полетов на «Восходах» был очень высок. К счастью, полет прошел без сбоев, и космонавты благополучно вернулись на Землю.
ЖЕРТВЫ КОСМИЧЕСКОЙ ГОНКИ
В декабре 1965 года проект облета Луны был полностью передан ОКБ-1 Сергея Королёва. Новый сценарий предусматривал использование единой серии кораблей «Союз» для облета Луны (модификация «Союз 7К-ЛК1») и для высадки на Луну (модификация «Союз 7К-ЛОК»), причем для облета должна была применяться разработанная ведущим конструктором ОКБ-52 Владимиром Челомеем ракета «Протон», а для высадки -королёвская ракета Н-1.

В обоих проектах был задействован разработанный в ОКБ-1 разгонный блок Д. 14 января 1966 года во время хирургической операции умер Сергей Павлович Королёв. Его место занял Василий Мишин, имевший меньше опыта и личных связей. Тем не менее общее руководство лунной программой осталось за ним.
В феврале проект ракеты Н-1 подвергся переработке. Для осуществления программы потребовалось увеличить выводимый на околоземную орбиту вес с 75 до 95 тонн. Первый запуск был запланирован на март 1968 года.
В ноябре 1966 года начался этап летных испытаний космических кораблей серии «Союз» (модификация 7К-ОК для околоземных полетов). В качестве носителя использовалась ракета «Союз». Первый запуск 28 ноября выявил большое число неполадок. Корабль самопроизвольно израсходовал запас топлива для двигателей системы ориентации и бесконтрольно вращался. Возникли сбои и в системе автоматического спуска. 14 декабря во время старта следующего «Союза» произошел пожар и взрыв ракеты-носителя. Был сильно поврежден стартовый комплекс.


В январе 1967 года начались предстартовые испытания ракеты-носителя «Протон-К» с кораблем серии «Союз», способным совершить облет Луны (двухместная модификация 7К-Л1). После облета Луны спускаемый аппарат корабля должен был совершить двухэтапный вход в атмосферу и мягкую посадку на территории СССР. Предполагалось, что пилотируемый полет этого комплекса состоится уже в июне 1967 года, однако первые беспилотные запуски выявили недоработки систем управления корабля и разгонного блока Д, а также неполадки в ракете «Протон-К».


В это время лунная программа США получила тяжелый удар. 27 января в результате возникшего в ходе предстартовых испытаний пожара погиб экипаж первого корабля серии Apollo. Причиной пожара стало короткое замыкание, которое оказалось фатальным в насыщенной кислородом атмосфере корабля. Менее чем за минуту огонь полностью заполнил пространство командного модуля, и, несмотря на попытки экипажа открыть выходной люк, пламя накрыло астронавтов. Расследование инцидента выявило несовершенство многих систем, и последующие доработки корабля привели к задержке в реализации американской программы на 18 месяцев. У СССР появился шанс сократить отставание и выиграть гонку. Ради этого был предпринят рискованный шаг. 23 апреля 1967 года, несмотря на то, что ни один из предшествующих четырех беспилотных полетов корабля «Союз 7К-ОК» не прошел без аварий, в космос отправился «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту. Ракета «Союз» вывела корабль на околоземную орбиту, где он должен был состыковаться со стартующим на следующий день «Союзом-2» (экипаж: Быковский, Хрунов и Елисеев). Два из трех членов экипажа «Союза-2» должны были перейти в «Союз-1», после чего оба корабля возвращались на Землю. Таким образом отрабатывались основные операции, которые необходимо было проделать на лунной орбите для обеспечения высадки на Луну. Однако сразу же после старта на «Cora з е - 1 » не раскрылась одна солнечная батарея, и на проведение операций по сближению и стыковке не хватило энергии. Старт «Союза-2» отменили и было принято решение посадить «Союз-1» досрочно. Из-за отказа автоматики Комаров сажал корабль вручную. Во время спуска в атмосфере не вышел основной тормозной парашют и не раскрылся запасной, в результате чего скорость снижения составляла около 600 км/ч. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.
Тем не менее работы по лунной программе не останавливались, и уже в октябре два беспилотных корабля серии «Союз 7К-ОК» впервые успешно выполнили на орбите автоматическую стыковку.
БЛЕСК И НИЩЕТА ЛУННОЙ ПРОГРАММЫ
В марте 1968 года состоялся запуск комплекса «Протон-К» - «Союз 7К-Л1». Разгонный блок Д отработал без замечаний, беспилотный корабль выполнил полет по высокоэллиптической траектории, но из-за отказа системы ориентации вместо плавного двухэтапного входа в атмосферу спускаемый аппарат совершил баллистический спуск в нерасчетную точку и был уничтожен по команде с Земли. В газетах появилось сообщение об успешном полете аппарата «Зонд-4». Впоследствии зондами назывались и другие беспилотные корабли этой серии, совершавшие полеты в 1968-70 годах. Несмотря на произошедшую 22 апреля аварию ракеты-носителя «Протон», первый советский пилотируемый облет Луны был намечен на ноябрь. Такая спешка объяснялась желанием обогнать американский корабль Apollo-8, старт которого к Луне планировался на конец декабря. ЦРУ официально предупредило руководство NASA о готовности СССР к пилотируемому облету Луны. В мае новая сверхтяжелая ракета Н-1 впервые была установлена на старте. Испытательный полет планировался на сентябрь, однако из-за повреждения кислородного бака первой ступени ракету пришлось вернуть в монтажно-испытательный комплекс. 15 сентября был успешно запущен «Союз 7К-Л1», получивший название «Зонд-5». После облета Луны космический корабль не смог осуществить двухэтапный вход в атмосферу и произвел приземление по баллистической траектории далеко от расчетной точки. 26 октября стартовал орбитальный корабль «Союз-3», пилотируемый космонавтом Береговым.


В этом первом после гибели Владимира Комарова полете планировалось осуществить стыковку с беспилотным кораблем «Союз-2», стартовавшим днем ранее. Автоматическая система стыковки сблизила корабли на 200 метров, после чего космонавт перешел на ручное управление. Однако из-за допущенной при этом ошибки и возникшего перерасхода топлива от стыковки пришлось отказаться. Посадка обоих кораблей прошла успешно.
10 ноября к Луне отправился «Зонд-6». В случае успешного завершения этого полета следующий корабль должен был бы стартовать с экипажем на борту. После облета Луны и двухэтапного входа в атмосферу корабль начал снижение в расчетной точке СССР, однако из-за преждевременного отделения парашюта разбился. Позднее выяснилось, что еще в космосе произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Невзирая на риск, связанный с эксплуатацией кораблей класса «Союз», космонавты, прошедшие подготовку по лунной программе, обратились с письмом в политбюро, в котором просили разрешения на проведение в декабре пилотируемого полета к Луне. Они мотивировали это тем, что присутствие на борту космонавта повысит вероятность успеха. За несколько дней до старта Saturn-V - Apollo-8 на Байконуре был подготовлен к запуску комплекс «Протон-К» -«Союз 7К-Л1», и 8 декабря космонавты были готовы к полету, однако высокая вероятность катастрофы не позволила руководству принять решение о запуске раньше американцев. 21 декабря 1968 года астронавты Борман, Ловелл и Андерсон стартовали к Луне на борту корабля Apollo-8. Впервые люди покинули околоземное пространство. Впервые они не наблюдали закатов и восходов Солнца и впервые своими глазами увидели обратную сторону Луны. Сделав несколько витков на лунной орбите, космический корабль успешно вернулся на Землю. США выиграли первый этап битвы за Луну.
ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК
После осуществления миссии Apollo-8 актуальность пилотируемого облета Луны в рамках программы «Союз7К-Л1» пропала, и очередной запуск в январе был беспилотным. На этапе выведения произошла авария ракеты «Протон-К», причем не сработала система аварийного спасения. Это окончательно охладило интерес к программе, которая отошла на второй план. У СССР оставался еще шанс обойти США с первой высадкой человека на поверхность Луны. 21 февраля 1969 года состоялся первый запуск ракеты Н-1. Целью полета являлся вывод на лунную орбиту беспилотного корабля «Союз 7К-Л1А» (модификация 7К-Л1). Однако из-за возникших высокочастотных колебаний произошло разрушение трубопроводов в первой ступени. После начала пожара, повредившего систему управления, двигатели первой ступени были выключены на 69-й секунде полета, и ракета упала в 52 километрах от старта.

3 июля состоялся второй запуск ракеты Н-1. Внесенные в конструкцию первой ступени изменения не помогли. Сразу после старта в топливный насос одного из двигателей попал посторонний металлический предмет, после чего насос разрушился и возник пожар. Через 23 секунды после старта полностью заправленная ракета обрушилась на стартовый комплекс и практически уничтожила его. Была немного повреждена находившаяся поблизости вторая стартовая площадка. На восстановление разрушенного и внесение новых изменений в конструкцию ракеты ушло два года.
13 июля предпринимается последняя попытка хоть в чем-то обогнать американцев. С помощью ракеты-носителя «Протон-К» к Луне стартовала автоматическая станция нового поколения «Луна-15», которая должна была впервые доставить образцы лунного фунта на Землю. После выхода на лунную орбиту обнаружились неполадки, тем не менее было решено произвести посадку. Но уже 16 июля начался полет американского корабля Apollo-11 с экипажем, состоящим из астронавтов Армстронга, Коллинза и Олдрина. В программе полета значилась первая высадка человека на Луну.

20 июля 1969 года почти одновременно началась посадка автоматической станции «Луна-15» и лунного модуля, пилотируемого Армстронгом и Олдрином. И здесь удача снова была на стороне американцев: «Луна-15» разбилась, а лунный модуль совершил успешную посадку. Астронавт Нейл Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Таким образом, США по всем статьям выиграли восьмилетнюю гонку и восстановили свой престиж. Однако работы по советской лунной программе на этом не остановились. 7 августа успешно стартовал и через 5 дней, совершив облет и фотографирование Луны, приземлился в районе Кустаная беспилотный «Зонд-7». Это был первый и единственный полет по программе «Союз 7К-Л1», прошедший без замечаний. Поскольку после июльского взрыва осуществление высадки на Луну откладывалось, было решено произвести в 1970 году пилотируемый облет Луны на корабле «Союз 7К-Л1», а также осуществить испытания кораблей «Союз 7К-ЛОК» и 7К-Т2К в беспилотном режиме на околоземной орбите. Изменились и цели программы Н1-ЛЗ. Вместо кратковременного пребывания на Луне планировалось обеспечить длительное присутствие космонавтов на ее поверхности. В связи с этим проект стал называться Н1-ЛЗМ.



Однако и этим планам не суждено было сбыться. Новые аварии и неудачные старты поставили крест на советской программе покорения Луны.

Опередить Америку на Луне Советский Союз, как известно, не сумел. Н-1 — советский ответ Saturn-V — ракета, на которую возлагались наши лунные надежды, пыталась взлететь четыре раза и четыре раза взрывалась вскоре после старта. Не желая больше тратить миллионы и миллиарды рублей на уже проигранную гонку, в середине 1970-х Советское правительство заставило конструкторов забыть о Луне.

Но был ли правильным путь, по которому в итоге пошла советская лунная программа? Конечно, история не знает сослагательного наклонения, и было бы слишком смелым утверждать, что, окажись бразды правления программой не в руках С.П. Королева и его преемника В.П. Мишина, а, скажем, в руках М.К. Янгеля или В.Н. Челомея, исход соревнования с Америкой оказался бы принципиально иным. Однако все нереализованные проекты пилотируемых полетов к нашему спутнику безусловно являются памятниками отечественной конструкторской мысли, и вспомнить о них интересно и поучительно, особенно сейчас, когда о полетах к Луне все чаще говорят в будущем времени.

Поезд на орбите

С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. Но если для NASA первый этап был непосредственным предшественником второго и имел ту же материально-техническую основу — комплекс Saturn V — Apollo, то советский подход был несколько другим. Вынужденно другим.

Лунный корабль для облета Луны

На фото — схема ЛК для пилотируемого облета Луны из эскизного проекта, подготовленного в КБ В.Н. Челомея.
1) Конструкция. Эскизный проект лунного корабля (ЛК) был подготовлен в ОКБ-52 к 30 июня 1965 года. Корабль состоял из блока «Г» — двигателя системы аварийного спасения, блока «В» — возвращаемого аппарата, блока «Б» — аппаратурного отсека и отсека двигателей коррекции, блока «А» — доразгонной ступени для сообщения скорости, близкой ко второй космической, для облета Луны.
2) Полет. Корабль должен был выводиться на опорную орбиту высотой 186−260 км трехступенчатой ракетой УР-500К. Отделение носителя происходило на 585-й секунде полета. После витка вокруг Земли примерно на 5 минут включались двигатели доразгонного блока, сообщая аппарату скорость, близкую ко второй космической. Затем блок отделялся. По пути осуществлялись три коррекции орбиты с помощью двигателей блока «Б». Планировалось провести 12 пусков без экипажа и до десяти пусков с космонавтом на борту.

Первые расчеты, сделанные в королевском ОКБ-1 в самом начале 1960-х годов, показали, что для высадки экипажа на Луну потребуется сначала вывести на околоземную орбиту около 40 т полезного груза. Практика не подтвердила эту цифру — в ходе лунных экспедиций американцам приходилось выводить на орбиту в три раза больший груз — 118 т.


Доразгонный блок «А» отделен от отсека «Б» (двигатели коррекции) металлической фермой. Характеристики ЛК. Экипаж: 1 человек // Вес корабля на старте: 19 072 кг // Вес корабля при полете к Луне: 5187 кг // Вес возвращаемого аппарата: 2457 кг // Продолжительность полета: 6−7 суток.

Но даже если брать за отправную точку цифру 40 т, все равно было очевидно, что Королеву нечем поднимать на орбиту такой груз. Легендарная «семерка» Р-7 могла «вытянуть» максимум 8 т, а значит, требовалось заново создать специальную сверхтяжелую ракету. Старт разработке ракеты Н-1 был дан в 1960 году, но С.П. Королев не собирался ждать появления нового носителя. Пилотируемый облет Луны, считал он, можно было провести наличными средствами.

Его идея заключалась в том, чтобы вывести на орбиту с помощью «семерок» несколько сравнительно легких блоков, из которых путем стыковки можно было бы собрать корабль для облета Луны (Л-1). От этой концепции соединения блоков на орбите, кстати, и пошло название кораблей «Союз», а непосредственным предком всей линейки рабочих лошадок отечественной космонавтики был модуль 7K. Другие модули королевского «поезда» имели индексы 9К и 11К.


Итак, на орбиту следовало вывести капсулу для экипажа, емкость с топливом, разгонные блоки… От первоначального замысла собрать корабль всего из двух частей конструкторы ОКБ-1 постепенно пришли к целому космическому поезду из пяти аппаратов. Если учесть, что первая в истории успешная стыковка на орбите произошла лишь в 1966 году, в ходе полета американского корабля Gemini-8, то очевидно, что упование на стыковку в первой половине 1960-х отдавало авантюрой.


Экипаж: 2 человека // Вес корабля на старте: 154 т // Вес корабля при полете к Луне: 50,5 т // Вес возвращаемого аппарата: 3,13 т // Время полета к Луне: 3,32 суток // Продолжительность полета: 8,5 суток.

Носитель для мегатонн

Вместе с тем у В.Н. Челомея — главного конкурента Королева, возглавлявшего ОКБ-52, — имелись свои космические амбиции и свои весомые аргументы. С 1962 года в филиале № 1 ОКБ-52 (ныне ГКНЦП имени М.В. Хруничева) началось проектирование тяжелой ракеты УР-500. Индекс УР (универсальная ракета), который имели все баллистические ракеты челомеевской «фирмы», подразумевал различные варианты использования этих изделий. В частности, толчком для начала работ по УР-500 стала потребность в мощной баллистической ракете для доставки на территорию вероятного противника сверхмощных водородных бомб — той самой «кузькиной матери», которую обещал показать Западу Н.С. Хрущев. По воспоминаниям сына Хрущева Сергея, который как раз в те годы работал у Челомея, УР-500 была предложена в качестве носителя термоядерного заряда мощностью 30 мегатонн. При этом, однако, имелось в виду, что новая ракета сможет сыграть важную роль в пилотируемой космонавтике (о ракетопланах и космопланах ОКБ-52 мы подробно писали в № 9" 2008).


Поначалу был создан двухступенчатый вариант ракеты. Когда третья ступень еще только проектировалась, Челомей выступил с предложением совершить облет Луны с помощью трехступенчатой УР-500К — она сможет вывести на орбиту до 19 т — и одномодульного пилотируемого корабля (ЛК), который будет собран полностью на Земле и не потребует никаких стыковок на орбите. Эта идея легла в основу доклада, сделанного Челомеем в 1964 году в ОКБ-52 в присутствии Королева, Келдыша и других выдающихся конструкторов. Проект вызвал у Королева резкое неприятие. Он, разумеется, не без основания считал, что его КБ (в отличие от челомеевского) имеет реальный опыт создания пилотируемых кораблей, и конструктора совершенно не радовали перспективы делить космонавтику с друзьями-конкурентами. Однако гнев Королева был направлен не столько против ЛК, сколько против УР-500. Ведь эта ракета явно уступала по надежности и проработанности заслуженной «семерке», а с другой стороны, имела в три-четыре раза меньшую грузоподъемность, чем будущая Н-1. Вот только где она, Н-1?


Посадочная платформа корабля ЛК700 (макет). Ей предстояло остаться на Луне.

Прошел год, который, можно сказать, был потерян для советской лунной программы. Продолжая работать над своим сборным кораблем, Королев фактически пришел к выводу о несостоятельности этого проекта. В то же время, в 1965 году, с помощью УР-500 на орбиту был выведен первый из четырех «Протонов» — тяжелых ИСЗ весом от 12 до 17 т. Р-7 такое было бы не под силу. В конце концов Королеву пришлось, что называется, наступить на горло собственной песне и пойти с Челомеем на компромисс.

1) Прямая посадка. «Использование прямой схемы полета без стыковок на орбитах ИСЗ или ИСЛ, с одной стороны, резко упрощает задачу, сокращает стоимость и сроки разработки и увеличивает надежность выполнения задачи, и с другой — позволяет использовать корабль в качестве транспортного. С увеличением грузопотока на Луну единственно возможной схемой полета будет прямая схема, в которой весь корабль (или весь полезный груз) доставляется на поверхность Луны в противовес бесперспективной схеме полета со стыковкой на орбите ИСЛ, где большая часть груза остается на орбите Луны (из текста эскизного проекта).
2) Лунные базы. Комплекс УР-700-ЛК700 проектировался не только для одноразовых высадок на Луну, но и для создания на спутнике Земли лунных баз. Обустраивание базы планировалось в три этапа. Первым пуском на поверхность Луны доставляется тяжелая беспилотная стационарная лунная база. Вторым пуском на Луну доставляется экипаж на корабле ЛК700, при этом база используется в качестве маяка. После посадки корабля его экипаж переходит в стационарную базу, а корабль консервируется до обратного полета. Третьим пуском доставляется тяжелый луноход, на котором экипаж совершает экспедиции по Луне.

Как разделить неудачу

8 сентября 1965 года в ОКБ-1 было созвано техническое совещание, на которое были приглашены ведущие конструкторы челомеевского КБ во главе с самим Генеральным конструктором. Председательствовал на совещании Королев, который и выступил с основным докладом. Сергей Павлович соглашался, что для проекта облета Луны УР-500 перспективней «семерки», и предлагал Челомею сосредоточиться на доработке этого носителя. Вместе с тем разработку корабля для облета Луны он намеревался оставить за собой.

Огромный авторитет Королева позволил ему претворить свои идеи в жизнь. В целях «сосредоточения сил конструкторских организаций» руководство страны постановило прекратить работы над проектом ЛК. В полет вокруг Луны предстояло отправиться кораблю 7К-Л1, который поднимет с Земли УР-500К.


На снимках — архивные фото полноразмерного макета корабля в стартовой комплектации и варианте лунной посадки.

10 марта 1967 года королевско-челомеевский тандем стартовал с Байконура. Всего с 1967 по 1970 год было запущено двенадцать 7К-Л1, имеющих статус лунных зондов. Два из них отправились на околоземную орбиту, остальные — к Луне. Советские космонавты с нетерпением ждали — ну когда же кому-то из них посчастливится отправиться к ночному светилу на борту нового корабля! Оказалось, что никогда. Только два полета системы прошли без замечаний, а в остальных десяти были отмечены серьезные неполадки. И лишь два раза причиной неудачи стала ракета УР-500К.

В такой ситуации рисковать человеческими жизнями никто не решился, а кроме того, беспилотные испытания так затянулись, что за это время американцы уже успели и облететь Луну, и даже высадиться на нее. Работы по 7К-Л1 были прекращены.


Надежда на чудо

Думается, мало кто из нас не задавался болезненным для национального сознания вопросом: так почему же все-таки страна, запустившая в космос первый спутник и отправившая на орбиту Гагарина, проиграла лунную гонку с «сухим счетом»? Почему столь же уникальная, как и Н-1, сверхтяжелая ракета Saturn V отработала во всех полетах к Луне «как часы», а наша «надежда» не вывела ни килограмма даже на околоземную орбиту?

Одну из главных причин назвал уже в годы перестройки преемник Королева В.П. Мишин. «Строительство производственно-стендовой базы, — говорил он в интервью газете «Правда», — велось с опозданием на два года. Да и то урезанной. Американцы могли у себя на стендах испытывать целый двигательный блок в сборе и без переборки ставить на ракету, отправлять в полет. Мы же испытывали по кускам и думать не смели запустить 30 двигателей первой ступени в полном сборе. Потом сборка этих кусков, конечно, без гарантии чистой притирки».

Известно, что для летных испытаний ракеты Н-1 на космодроме был построен целый завод. Гигантские габариты ракеты не позволяли перевозить ее готовыми ступенями. Ракету буквально достраивали перед стартом, проводя в том числе и сварочные работы. Иными словами, американцы имели возможность отработать свои системы и устранить неполадки в ходе наземных стендовых испытаний и отправить в небо готовый продукт, а королевским конструкторам приходилось лишь надеяться, что «сырая», сложная и безумно дорогая ракета вдруг возьмет и полетит. А она не полетела.


Ракета Н-1 (ОКБ-1, слева). С февраля 1969 по ноябрь 1972 года было произведено четыре пуска этой ракеты, и все они окончились неудачей. Принципиальное отличие ракеты Н-1 от проектов ОКБ-52 состоит в использовании кислород-керосиновых двигателей конструкции КБ Кузнецова. Двигатели НК-33, созданные для первой ступени (их там было 30, и они размещались по кругу), пережили советский лунный проект и до сих пор используются как в России, так и в США и Японии. Ракета VP-700 С ЯРД РО-31 (в центре). Пожалуй, один из самых экзотических проектов советской лунной программы. По расчетам авторов эскизного проекта, использование в третьей ступени ядерных реактивных двигателей позволило бы значительно увеличить массу полезного груза, выводимого на орбиту. Поднимая груз до 250 т, такая ракета могла бы быть задействована в программе строительства лунных баз. И одновременно — угрожать Земле падением с неба отработавшего реактора. Ракета УР-700К (ОКБ-52, справа). Проект этого сверхтяжелого носителя базировался на элементах ракеты УР-500К, впоследствии известной как «Протон». В сфере силовых установок Челомей работал с КБ Глушко, разрабатывавшим мощные двигатели на высокотоксичном топливе: амил (тетраоксид диазота) и гептил (несимметричный диметилгидразин). Использование ядовитого топлива — одна из причин, по которым «Протон» не выводил в космос корабли с экипажем на борту. Все готовые блоки, из которых на космодроме могла быть собрана ракета УР-700, вписывались в габариты 4100 мм, что позволяло перевозить их на железнодорожных платформах. Так можно было избежать достройки ракеты на месте старта.

Прямая посадка

У Челомея, вечного соперника Королева, и тут была альтернатива. Еще до неудачных запусков Н-1, в 1964 году, Владимир Николаевич предлагает отправить экспедицию для высадки на Луну с помощью носителя УР-700. Такой ракеты не существовало, однако, по мысли Челомея, ее можно было бы разработать в очень короткие сроки на базе серийно выпускавшихся элементов от ракеты УР-500. При этом УР-700 по мощности превосходила бы не только Н-1, которая в самом тяжелом варианте была бы способна (теоретически) вывести на околоземную орбиту 85 т груза, но и американский «Сатурн». В базовом варианте УР-700 могла бы поднимать на орбиту около 150 т, а более «продвинутые» модификации, в том числе с ядерным двигателем для третьей ступени, повысили бы эту цифру до 250 т. Поскольку все блоки УР-500, а значит, и УР-700 вписываются в габарит 4100 мм, их можно было бы без проблем транспортировать из заводских цехов на космодром, а там лишь состыковывать, избегая сварочных работ и прочих сложных производственных процессов.


В дополнение к ракете КБ Челомея предлагало свою оригинальную концепцию лунного корабля, получившего название ЛК700. В чем же заключалась его оригинальность? Как известно, американский «Аполлон» никогда целиком на Луну не садился. Корабль с возвращаемой капсулой оставался на окололунной орбите, а к поверхности спутника отправлялся посадочный модуль. Примерно такому же принципу следовало королевское КБ, разрабатывая свой лунный корабль Л-3. А вот ЛК 700 предназначался для так называемой прямой посадки на Луну, без выхода на окололунную орбиту. После окончания экспедиции он лишь оставлял на Луне посадочную платформу и отправлялся к Земле.

Действительно ли идеи Челомея открывали советской космонавтике более дешевый и быстрый путь к высадке на Луну? Проверить это на практике так и не удалось. Несмотря на то что в сентябре 1968 года был полностью подготовлен эскизный проект системы УР-700-ЛК-700, составлявший многие тома документации, Челомею не разрешили сделать даже полноразмерный макет ракеты-носителя. Этот факт, кстати, опровергает расхожее мнение, будто из-за появления альтернативного проекта произошло распыление средств, выделенных на советскую лунную программу, и это якобы и стало одной из причин ее неудачи.

Удалось лишь сделать полноразмерный макет ЛК-700. До наших дней он не сохранился, однако архивные фотографии и материалы эскизного проекта дают возможность зримо представить себе, как мог бы выглядеть советский корабль на Луне.

Благодарим за помощь сотрудников ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО Машиностроения» — А.В. Благова, главного специалиста проектного комплекса, и В.А. Поляченко, помощника ученого секретаря НТС

Д. Кеннеди предложение о совместной программе высадки на Луну (а также запуска более совершенных метеорологических спутников), но, подозревая попытку выведать секреты советской ракетной и космической техники, он отказался [ ] . Для поддержания первенства [ ] в освоении космоса советское правительство вначале выдало конструкторскому бюро (КБ) Королёва разрешение и ресурсы на продолжение модификации кораблей типа «Восток» и «Восход» и только предварительную подготовку лунных пилотируемых проектов, в том числе облёта Луны собираемым на орбите комплексом 7К-9К-11К раннего проекта корабля «Союз» .

Только спустя несколько лет, с большим опозданием относительно США, 3 августа г. Постановлением правительства была утверждена лунная пилотируемая программа СССР и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон » - «Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н-1 -Л3 ) к 1968 году с началом лётно-конструкторских испытаний в 1966 году.

Постановление содержало полный перечень всех участников разработки систем для Л1 и Л3 и предписывало многосторонние работы, в которых, казалось, «никто не забыт и ничто не забыто». Тем не менее вопросы о детальном распределении работ - кто, кому и на какие системы выдаёт требования - дебатировались и ответы на них расписывались приватными решениями и протоколами ещё три года.

Проектирование кораблей Л1 и Л3 и ракетных блоков Н-1, а также разработка схем экспедиций к Луне и на Луну начались ещё до принятия программы - в 1963 году. За два следующих года были выпущены рабочие чертежи ракеты Н-1 и появились первые эскизные проекты лунных кораблей.

Десяткам правительственных чиновников необходимо было осознать производственно-техническую масштабность всей лунной программы, определить полные объёмы капитального строительства и сделать предварительные расчёты общих необходимых затрат. Экономика тех лет не позволяла особо точных расчётов. Тем не менее опытные экономисты Госплана , с которыми Королёв обычно консультировался, предупредили, что настоящие цифры необходимых затрат через Минфин и Госплан не пройдут. Не говоря уже про затраты на ракетно-ядерный щит , необходимо было находить средства на новые предложения по тяжёлым ракетам Челомея и Янгеля.

Расчёты, которые подавались в ЦК и Совмин , были занижены. Чиновники Госкомитета по оборонной технике, Совмина и Госплана дали ясно понять, что в документах не следует устрашать Политбюро многими миллиардами. В проектной смете не должно быть никаких лишних затрат. Челомей и Янгель стали доказывать, что их проекты намного дешевле. Высокоосведомлённый в политике Госплана Пашков советовал:

развёртываете производство с расчётом не менее четырёх носителей в год, втягиваете в работу всех, кто только нужен, но по единому графику. А там выпустим ещё не одно постановление. Навряд ли кто-нибудь отважится закрыть работу таких масштабов. Будут успехи - деньги найдутся! Вовлекайте, не откладывая, как можно больше предприятий.

Чтобы разобраться в проектных противоречиях Королёва, Челомея и Янгеля, Д. Устинов поручил НИИ-88 произвести объективную сравнительную оценку возможностей освоения Луны вариантами носителей Н-1 (11А52), УР-500 (8К82) и Р-56 (8К68). По расчётам Мозжорина и его сотрудников для безусловного обеспечения приоритета над США следует с помощью трёх Н-1 собрать на орбите у Земли ракетный комплекс в 200 тонн . Для этого будет нужно три ракеты Н-1 или двадцать ракет УР-500. В этом случае будет обеспечена посадка на Луну корабля массой в 21 тонну и возвращения к Земле корабля массой 5 тонн. Все экономические расчёты были в пользу Н-1. Таким образом, Н-1 стал главным перспективным носителем для реализации Советской лунной программы и, как оказалось позже, главной причиной её неудачи.

  • Е-1 - столкновение с Луной. Четыре запуска. 1 частичный успех (Луна-1).
  • Е-1А - столкновение с Луной (Луна-2).
  • Е-2 - фотографирование обратной стороны Луны . Запуск был запланирован на октябрь-ноябрь 1958. Отменён.
  • Е-2А - фотографирование обратной стороны Луны с помощью фотосистемы Енисей-2. Завершено (Луна-3).
  • Е-2Ф - отменено из-за проблем с фотосистемой Енисей-3. Запуск был запланирован на апрель 1960.
  • Е-3 - фотографирование обратной стороны Луны. Запуск в 1960.
  • Е-4 - Атомный взрыв на поверхности Луны. Отменён.
  • Е-5 - выход на лунную орбиту. Был запланирован на 1960.
  • Е-6 - мягкая посадка на Луну. Был запланирован на 1960.
  • Е-7 - фотографирование поверхности Луны с орбиты. Был запланирован на 1960.

Реализация программы

Реализация программы осуществлялась по тем же принципам, что и в США . На первых порах осуществлялись попытки достичь поверхности Луны с помощью АМС .

С их помощью планировалось выполнить ряд важных прикладных задач:

  • лучше понять физические свойства лунной поверхности;
  • исследовать радиационную обстановку в ближнем космическом пространстве;
  • отработать технологии создания средств доставки;
  • продемонстрировать высокий уровень отечественной науки и техники.

Однако, в отличие от американцев, часть работ, особенно тех, которые касались пилотируемого аспекта программы, была засекречена. До г. лишь в немногих советских источниках («Ежегодник БСЭ» и энциклопедия «Космонавтика») вскользь упоминалось, что аппарат «Зонд» был беспилотным прототипом корабля для облёта Луны, а общие и неконкретные фразы о будущих высадках советских космонавтов на Луне в официальных источниках перестали появляться ещё раньше - после года .

Кроме того, несовершенство техники вызвало необходимость резервирования отдельных систем. Поскольку пилотируемый облёт Луны и высадка на её поверхность были вопросом престижа, нужно было применить максимум мер для недопущения жертв в случае нештатных ситуаций.

Для исследования лунной поверхности, а также для детального картографирования возможных мест посадки советских лунных кораблей создавались АМС серии «Луна» (представлявшие собой аппараты различного назначения). Также для обеспечения высадочных экспедиций были предназначены специальные варианты луноходов .

Лунный отряд космонавтов

Лунная группа советского отряда гражданских космонавтов при ЦКБЭМ в Центре подготовки космонавтов была фактически создана в году . Тогда же, до наложения на советскую лунную программу режима строжайшей секретности, об этом и о том, что первоначально главой группы был Гагарин , говорила перед иностранными журналистами Терешкова в ходе визита на Кубу . С г. группа была оформлена документально (как отдел подготовки космонавтов командиров и исследователей по лунной программе), в мае г. - утверждена Военно-промышленной комиссией, в феврале г. - сформирована окончательно.

Пилотируемый облёт Луны (комплекс УР500К/«Протон»-Л1/«Зонд»)

В разных КБ существовал ряд проектов облёта Луны, в том числе с несколькими запусками и сборкой корабля на околоземной орбите (до появления ракеты «Протон») и прямого полёта вокруг Луны. К реализации облётной программы был выбран и доведён до стадии последних беспилотных отработочных запусков и полётов проект из вновь создаваемого в составе семейства «Союз» корабля ОКБ-1 Королёва 7К-Л1 и созданной несколько ранее ракеты-носителя ОКБ-52 Челомея «Протон».

  • в недельный срок подать график изготовления и отработки ракеты УР-500;
  • совместно с руководителями ОКБ-1 и ОКБ-52 С. П. Королёвым и В. М. Челомеем в двухнедельный срок рассмотреть и решить вопросы о возможности унификации разрабатывающихся пилотируемых кораблей для облёта луны и высадки экспедиции на её поверхность;
  • в месячный срок представить программу ЛКИ ракеты УР-500 и пилотируемого корабля.

Тем не менее и ВПК, и Минобщемашем было признано целесообразным продолжить работы из расчёта использования комплекса «Союз» (7К, 9К, 11К) в качестве другого варианта для решения задач облёта Луны, а также поручено ОКБ-1 и ОКБ-52 проработать все вопросы использования ракеты-носителя УР-500К в программе комплекса «Союз».

Для выполнения задания Министерства и выданных поручений в течение сентября-октября г. была проведена всесторонняя оценка состояния работ в ОКБ-52 и ОКБ-1 по реализации задач облёта Луны с привлечением сотрудников НИИ-88 (ныне ЦНИИМАШ), НТС Министерства, руководителей Министерства, представителей правительства и ЦК КПСС . В ходе рассмотрения выяснилось, что ОКБ-52 не в состоянии решить в установленные сроки все вопросы, связанные с созданием и отработкой ракеты УР-500, разгонного ракетного блока и корабля для облёта Луны ЛК-1. В ОКБ-1, наоборот, состояние разработки пилотируемого корабля типа 7К и разгонного блока Д для комплекса Н1 -Л3 было более благополучно. Это создавало основу для переориентации с ОКБ-52 на ОКБ-1 работ по кораблю и разгонному блоку Д для облёта Луны с решением в том числе ряда задач по выполнению программы лунной экспедиции, осуществляемой комплексом Н1-Л3 .

План-график полётов кораблей 7К-Л1 (от начала 1967 года):

Полёт Задача Дата
февраль -март 1967
беспилотный полёт по высокоэллиптической орбите март 1967
беспилотный облёт Луны май 1967
беспилотный облёт Луны июнь 1967
первый в мире пилотируемый облёт Луны июнь -июль 1967
август 1967
беспилотный или пилотируемый облёт Луны август 1967
беспилотный или пилотируемый облёт Луны сентябрь 1967
10Л беспилотный или пилотируемый облёт Луны сентябрь 1967
11Л беспилотный или пилотируемый облёт Луны октябрь 1967
12Л пилотируемый облёт Луны октябрь 1967
13Л резерв

На корабле «Зонд-5» находились черепахи. Они стали первыми живыми существами в истории, которые вернулись на Землю после облёта Луны - за три месяца до полёта «Аполлона-8 » .

В нервных условиях «лунной гонки», ввиду проведения в СССР двух беспилотных полётов вокруг Луны и сокрытия неудач в программе Л1, США пошли на рискованную перестановку в своей лунной программе и совершили облётный полёт до планировавшейся ранее полной отработки на околоземной орбите всего комплекса «Аполлон». Облёт Луны кораблём «Аполлон 8» был выполнен без лунного модуля (который ещё не был готов) вслед за единственным околоземным пилотируемым полётом орбитального корабля. Для сверхтяжёлого носителя «Сатурн-5 » это был первый пилотируемый пуск.

В СССР для обеспечения приоритета по первому в мире облётному пилотируемому полёту старт пилотируемого корабля «Зонд-7» в рамках реализации программы Л1 планировался на 8 декабря 1968 года . Ввиду того, что предыдущие беспилотные полёты кораблей Л1 были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и носителя, столь рискованный полёт был отменён - несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно для опережения США. Даже если бы разрешение было получено, СССР не выиграл бы облётный этап «лунной гонки» - 20 января 1969 года при попытке запустить корабль «Зонд-7» в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон» взорвалась (спускаемый аппарат был спасен системой аварийного спасения).

Последний беспилотный полёт корабля «Союз-7К-Л1» под названием «Зонд-8» совершён в октябре г., после чего программа Л1 была окончательно закрыта, так как беспосадочный облёт советскими космонавтами Луны после того, как американцы высадились на ней дважды, потерял смысл.

Высадка на Луну (комплекс Н1-Л3)

Руководством СССР была поставлена задача обеспечения приоритета также и по первой в мире высадке на Луну . Это предусматривалось первым постановлением года в общем, а постановлением от начала года первая экспедиция была предписана на третий квартал года . Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. Первые два в году (до первой американской экспедиции), как и два последующих, испытательные запуски новой сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1 закончились неудачей. Лунно-орбитальный корабль-модуль 7К-ЛОК комплекса Л3 совершил один, а лунно-посадочный корабль-модуль Т2К-ЛК - три тестовых околоземных беспилотных старта уже после первой высадки США . По программе Н1-Л3, продолжавшейся некоторое время и после триумфа США, первая советская экспедиция могла состояться только в году , а за ней - от одной до пяти последующих.

Рассматривался ряд разнообразных проектов высадки на Луну: несколько запусков и сборка лунного корабля из отсеков на околоземной орбите, прямой полёт на Луну (без расстыковки на окололунной орбите) и т. д. Для «прямого» полёта ОКБ-52 Челомея предложило разработать свой корабль ЛК-700 на базе своего носителя УР-700. Этот проект как более технически сложный и дольше реализуемый был отклонён. Ввиду бо́льших наработок и меньшего технического риска к реализации в развернувшейся лунно-посадочной программе был выбран и доведён до стадии беспилотных испытательных запусков и полётов проект КБ Королёва Н1-Л3 с однопусковым стартом с Земли и разделением кораблей-модулей у Луны на два - остающийся на лунной орбите и совершающий посадку с последующим взлётом и стыковкой. В ходе разработки этого проекта как вариант рассматривался, но в итоге был отклонён вариант «подсадка» с запуском всего комплекса Л3 одним пуском ракеты Н-1, но без космонавтов, которые должны были доставляться на борт Л3 отдельным пуском корабля «Союз».

Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н-1 -Л3 были лунный орбитальный корабль «Союз-7К-ЛОК», лунный посадочный корабль ЛК и сверхтяжёлая ракета-носитель Н1 .

Лунный орбитальный корабль был очень схож и значительно унифицирован с околоземным орбитальным кораблём «Союз-7К-ЛОК» и также состоял из спускаемого аппарата, бытового отсека, на котором был расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатом системы стыковки, приборно-агрегатного и энергетического отсеков, в которых размещались ракетный блок «И» и агрегаты системы энергоснабжения на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавта в лунный корабль через открытый космос (после надевания лунного скафандра «Кречет »).

Экипаж корабля «Союз-7К-ЛОК» состоял из двух человек. Один из них должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить посадку на Луну, а второй - ждать возвращения своего товарища на окололунной орбите.

Корабль «Союз-7К-ЛОК» был установлен для беспилотных лётных испытаний на носитель Н-1 при четвёртом (и последнем) его запуске в ноябре г., но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.

Лунный корабль ЛК состоял из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока Е. Электроснабжение ЛК осуществлялось химическими аккумуляторами, установленными снаружи на раме ЛПА и в приборном отсеке. Система управления строилась на базе бортовой цифровой вычислительной машины и имела ручную систему управления, позволявшую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунный посадочный модуль имел четыре ноги - опоры с сотовыми поглотителями излишней вертикальной скорости посадки.

Лунный корабль ЛК Т2К трижды успешно испытывался на околоземной орбите в беспилотном режиме под названиями «Космос-379 », «Космос-398 » и «Космос-434 » соответственно в ноябре г и феврале , августе г.

План-график полётов кораблей Л3 (от начала года):

Миссия Цель Дата
макеты при испытаниях Н1 сентябрь
резерв
беспилотные ЛОК и ЛК декабрь
беспилотные ЛОК и ЛК февраль
апрель 1968
пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК с посадкой на Луну в качестве резервного ЛК-Р июнь 1968
пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК август 1968
10Л пилотируемые ЛОК и ЛК с первой в мире высадкой космонавта на Луну сентябрь 1968
11Л пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК с посадкой на Луну в качестве резервного ЛК-Р
12Л пилотируемые ЛОК и ЛК с высадкой космонавта на Луну
13Л резерв

В США при разработке мощных носителей серии «Сатурн » был выполнен очень большой объём наземных испытаний их отдельных узлов и агрегатов. Это позволило американцам безаварийно провести все испытательные и пилотируемые запуски ракеты «Сатурн-5 ». Ракету же Н-1 доводили таким же способом, как и предыдущие менее мощные носители: устранением причин неисправностей, выявленных при испытательных пусках. Однако для конструкции таких размеров и сложности такой путь оказался слишком долгим и дорогим. Всего было произведено четыре пуска ракеты Н-1. Все они завершились авариями ещё до окончания работы первой ступени. Настоящей катастрофой стал второй пуск Н-1: ракета сразу после отрыва от земли загорелась и упала на стартовый комплекс, практически полностью его уничтожив.

Последний пуск ракеты Н-1 состоялся 23 ноября г. - меньше чем за месяц до последнего полёта на Луну по программе «Аполлон». После чего было решено, что перспектива побывать на Луне намного позже того, как американцы завершили свою лунную программу, не оправдывает затраченных на неё сил и средств. В мае г. дальнейшие работы с носителем Н-1 - а вместе с ними и вся программа Н-1-Л3 - были окончательно закрыты.

Разрешение и ресурсы на продолжение модификации кораблей типа «Восток» и «Восход» и только предварительную подготовку лунных пилотируемых проектов, в том числе облёта Луны собираемым на орбите комплексом 7К-9К-11К раннего проекта корабля «Союз».

Только спустя несколько лет, с большим опозданием относительно США , 3 августа Постановлением правительства была утверждена лунная пилотируемая программа СССР и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон » - «Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н-1 - Л3 ) к 1968 году с началом лётно-конструкторских испытаний в 1966 году .

Постановление содержало полный перечень всех участников разработки систем для Л1 и Л3 и предписывало многосторонние работы, в которых, казалось, «никто не забыт и ничто не забыто». Тем не менее вопросы о детальном распределении работ - кто, кому и на какие системы выдаёт требования - дебатировались и ответы на них расписывались приватными решениями и протоколами ещё три года.

Проектирование кораблей Л1 и Л3 и ракетных блоков Н-1 , а также разработка схем экспедиций к Луне и на Луну начались ещё до принятия программы - в 1963 году . За два следующих года были выпущены рабочие чертежи ракеты Н-1 и появились первые эскизные проекты лунных кораблей.

Десяткам правительственных чиновников необходимо было осознать производственно-техническую масштабность всей лунной программы, определить полные объёмы капитального строительства и сделать предварительные расчёты общих необходимых затрат. Экономика тех лет не позволяла особо точных расчётов. Тем не менее опытные экономисты Госплана , с которыми Королёв обычно консультировался, предупредили, что настоящие цифры необходимых затрат через Минфин и Госплан не пройдут. Не говоря уже про затраты на ракетно-ядерный щит, необходимо было находить средства на новые предложения по тяжёлым ракетам Челомея и Янгеля.

Расчёты, которые подавались в ЦК и Совмин , были занижены. Чиновники Госкомитета по оборонной технике, Совмина и Госплана дали ясно понять, что в документах не следует устрашать Политбюро многими миллиардами. В проектной смете не должно быть никаких лишних затрат. Челомей и Янгель стали доказывать, что их проекты намного дешевле. Высокоосведомлённый в политике Госплана Пашков советовал: «развёртываете производство с расчётом не менее четырёх носителей в год, втягиваете в работу всех, кто только нужен, но по единому графику. А там выпустим ещё не одно постановление. Навряд ли кто-нибудь отважится закрыть работу таких масштабов. Будут успехи - деньги найдутся! Вовлекайте, не откладывая, как можно больше предприятий».

Чтобы разобраться в проектных противоречиях Королёва, Челомея и Янгеля, Устинов поручил НДИ-88 произвести объективную сравнительную оценку возможностей освоения Луны вариантами носителей Н-1 (11А52), УР-500 (8К82) и Р-56 (8К68). По расчётам Мозжорина и его сотрудников для безусловного обеспечения приоритета над США следует с помощью трёх Н-1 собрать на орбите у Земли ракетный комплекс в 200 тонн . Для этого будет нужно три ракеты Н-1 или двадцать ракет УР-500. В этом случае будет обеспечена посадка на Луну корабля массой в 21 тонну и возвращения к Земле корабля массой 5 тонн. Все экономические расчёты были в пользу Н-1 . Таким образом, Н-1 стал главным перспективным носителем для реализации Советской лунной программы и, как оказалось позже, главной причиной её неудачи.

  • Е-1 - столкновение с луной. Четыре запуска. 1 частичный успех (Луна-1)
  • Е-1А - столкновение с луной (Луна-2)
  • Е-2 - фотографирование обратной стороны Луны. Запуск был запланирован на октябрь-ноябрь 1958. Отменен
  • Е-2А - фотографирование обратной стороны луны с помощью фотосистемы Енисей-2. Завершено (Луна-3)
  • Е-2Ф - отменено из-за проблем с фотосистемой Енисей-3. Запуск был запланирован на апрель 1960.
  • Е-3 - Фотографирование обратной стороны Луны. Запуск в 1960.
  • Е-4 - Атомный взрыв на поверхности Луны. Отменен
  • Е-5 - Выход на лунную орбиту. Был запланирован на 1960
  • Е-6 - Мягкая посадка на Луну. Был запланирован на 1960
  • Е-7 - Фотографирование поверхности Луны с орбиты. Был запланирован на 1960

Реализация программы

Реализация программы осуществлялась по тем же принципам, что и в США . На первых порах осуществлялись попытки достичь поверхности Луны с помощью АМС .

С их помощью планировалось выполнить ряд важных прикладных задач:

  • лучше понять физические свойства лунной поверхности;
  • исследовать радиационную обстановку в ближнем космическом пространстве;
  • отработать технологии создания средств доставки;
  • продемонстрировать высокий уровень отечественной науки и техники.

Однако, в отличие от американцев, часть работ, особенно тех, которые касались пилотируемого аспекта программы, была засекречена. До г. лишь в немногих советских источниках («Ежегодник БСЭ» и энциклопедия «Космонавтика») вскользь упоминалось, что аппарат «Зонд» был беспилотным прототипом корабля для облёта Луны, а общие и неконкретные фразы о будущих высадках советских космонавтов на Луне в официальных источниках перестали появляться ещё раньше - после года .

Кроме того, несовершенство техники вызвало необходимость резервирования отдельных систем. Поскольку пилотируемый облёт Луны и высадка на её поверхность были вопросом престижа, нужно было применить максимум мер для недопущения жертв в случае нештатных ситуаций.

Для исследования лунной поверхности, а также для детального картографирования возможных мест посадки советских лунных кораблей создавались АМС серии «Луна» (представлявшие собой аппараты различного назначения). Также для обеспечения высадочных экспедиций были предназначены специальные варианты луноходов .

Лунный отряд космонавтов

Лунная группа советского отряда гражданских космонавтов при ЦКБЭМ в Центре подготовки космонавтов была фактически создана в году . Тогда же, до наложения на советскую лунную программу режима строжайшей секретности, об этом и о том, что первоначально главой группы был Гагарин , говорила перед иностранными журналистами Терешкова в ходе визита на Кубу . С г. группа была оформлена документально (как отдел подготовки космонавтов командиров и исследователей по лунной программе), в мае г. - утверждена Военно-промышленной комиссией, в феврале г. - сформирована окончательно.

Согласно опубликованным источникам, ключевые члены группы присутствовали и инспектировали корабли при запусках «Зонда-4» и последующих кораблей Л1 (в том числе, находясь на Байконуре , ожидали разрешения на полёт на «Зонде-7» 8 декабря ), а также Л1С на втором запуске ракеты-носителя Н-1 . Попович и Севастьянов и другие вели переговоры с центром управления через корабли «Зонд» во время их полётов.

Пилотируемый облёт Луны (комплекс УР500К/«Протон»-Л1/«Зонд»)

В разных КБ существовал ряд проектов облёта Луны , в том числе с несколькими запусками и сборкой корабля на околоземной орбите (до появления ракеты «Протон») и прямого полёта вокруг Луны . К реализации облётной программы был выбран и доведён до стадии последних беспилотных отработочных запусков и полётов проект из вновь создаваемого в составе семейства «Союз» корабля ОКБ-1 Королёва 7К-Л1 и созданной несколько ранее ракеты-носителя ОКБ-52 Челомея «Протон».

  • в недельный срок подать график изготовления и отработки ракеты УР-500;
  • совместно с руководителями ОКБ-1 и ОКБ-52 С. П. Королёвым и В. М. Челомеем в двухнедельный срок рассмотреть и решить вопросы о возможности унификации разрабатывающихся пилотируемых кораблей для облёта луны и высадки экспедиции на её поверхность;
  • в месячный срок представить программу ЛКИ ракеты УР-500 и пилотируемого корабля.

Тем не менее и ВПК, и Минобщемашем было признано целесообразным продолжить работы из расчёта использования комплекса «Союз» (7К, 9К, 11К) в качестве другого варианта для решения задач облёта Луны, а также поручено ОКБ-1 и ОКБ-52 проработать все вопросы использования ракеты-носителя УР-500К в программе комплекса «Союз».

Для выполнения задания Министерства и выданных поручений в течение сентября-октября г. была проведена всесторонняя оценка состояния работ в ОКБ-52 и ОКБ-1 по реализации задач облёта Луны с привлечением сотрудников НИИ-88 (ныне ЦНИИМАШ), НТС Министерства, руководителей Министерства, представителей правительства и ЦК КПСС . В ходе рассмотрения выяснилось, что ОКБ-52 не в состоянии решить в установленные сроки все вопросы, связанные с созданием и отработкой ракеты УР-500, разгонного ракетного блока и корабля для облёта Луны ЛК-1. В ОКБ-1, наоборот, состояние разработки пилотируемого корабля типа 7К и разгонного блока Д для комплекса Н1 -Л3 было более благополучно. Это создавало основу для переориентации с ОКБ-52 на ОКБ-1 работ по кораблю и разгонному блоку Д для облёта Луны с решением в том числе ряда задач по выполнению программы лунной экспедиции, осуществляемой комплексом Н1-Л3.

План-график полётов кораблей 7К-Л1 (от начала года):

Полёт Задача Дата
февраль -март
беспилотный полёт по высокоэллиптической орбите март
беспилотный облёт Луны май
беспилотный облёт Луны июнь
первый в мире пилотируемый облёт Луны июнь -июль
Луны август
беспилотный или пилотируемый облёт Луны август
беспилотный или пилотируемый облёт Луны сентябрь
10Л беспилотный или пилотируемый облёт Луны сентябрь
11Л беспилотный или пилотируемый облёт Луны октябрь
12Л пилотируемый облёт Луны октябрь
13Л резерв

На корабле «Зонд-5» находились черепахи. Они стали первыми живыми существами в истории, которые вернулись на Землю после облёта Луны - за три месяца до полёта «Аполлона-8 » .

В нервных условиях «лунной гонки», ввиду проведения в СССР двух беспилотных полётов вокруг Луны и сокрытия неудач в программе Л1, США пошли на рискованную перестановку в своей лунной программе и совершили облётный полёт до планировавшейся ранее полной отработки на околоземной орбите всего комплекса «Аполлон». Облёт Луны кораблём «Аполлон 8» был выполнен без лунного модуля (который ещё не был готов) вслед за единственным околоземным пилотируемым полётом орбитального корабля. Для сверхтяжёлого носителя «Сатурн-5 » это был первый пилотируемый пуск.

Последний беспилотный полёт корабля «Союз-7К-Л1» под названием «Зонд-8» совершён в октябре г., после чего программа Л1 была окончательно закрыта, так как беспосадочный облёт советскими космонавтами Луны после того, как американцы высадились на ней дважды, потерял смысл.

Высадка на Луну (комплекс Н1-Л3)

Лунно-орбитальный корабль-модуль ЛОК (компьютерная графика)

Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н-1 -Л3 были лунный орбитальный корабль «Союз-7К-ЛОК», лунный посадочный корабль ЛК и сверхтяжёлая ракета-носитель Н1 .

Лунный орбитальный корабль был очень схож и значительно унифицирован с околоземным орбитальным кораблём «Союз-7К-ЛОК» и также состоял из спускаемого аппарата, бытового отсека, на котором был расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатом системы стыковки, приборно-агрегатного и энергетического отсеков, в которых размещались ракетный блок «И» и агрегаты системы энергоснабжения на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавта в лунный корабль через открытый космос (после надевания лунного скафандра «Кречет »).

Экипаж корабля «Союз-7К-ЛОК» состоял из двух человек. Один из них должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить посадку на Луну , а второй - ждать возвращения своего товарища на окололунной орбите.

Корабль «Союз-7К-ЛОК» был установлен для беспилотных лётных испытаний на носитель Н-1 при четвертом (и последнем) его запуске в ноябре г., но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.

Лунный корабль ЛК состоял из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока Е. Электроснабжение ЛК осуществлялось химическими аккумуляторами, установленными снаружи на раме ЛПА и в приборном отсек. Система управления строилась на базе бортовой цифровой вычислительной машины и имела ручную систему управления, позволявшую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунный посадочный модуль имел четыре ноги - опоры с сотовыми поглотителями излишней вертикальной скорости посадки.

Лунный корабль ЛК Т2К трижды успешно испытывался на околоземной орбите в беспилотном режиме под названиями «Космос-379 », «Космос-398» и «Космос-434» соответственно в ноябре г и феврале , августе г.

План-график полётов кораблей Л3 (от начала года):

Миссия Цель Дата
макеты при испытаниях Н1 сентябрь
резерв
беспилотные ЛОК и ЛК декабрь
беспилотные ЛОК и ЛК февраль
апрель
Луну в качестве резервного ЛК-Р июнь
пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК август
10Л пилотируемые ЛОК и ЛК с первой в мире высадкой космонавта на Луну сентябрь
11Л пилотируемый ЛОК и беспилотный ЛК с посадкой на Луну в качестве резервного ЛК-Р
12Л пилотируемые ЛОК и ЛК с высадкой космонавта на Луну
13Л резерв

Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны технические предложения по созданию и использованию в лунных экспедициях тяжёлого лунохода Л2 и лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1 - Л3, был составлен новый проект Н1Ф - Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к году с перспективой сооружения на её поверхности в -х гг. советской лунной базы «Звезда» , достаточно детальный проект которой уже был разработан, включая макеты экспедиционных транспортных средств и обитаемых модулей Однако академик В. П. Глушко , назначенный в мае 1974 года генеральным конструктором советской космической программы вместо В. П. Мишина, своим приказом (с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения) прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в году (формально программа была закрыта в году). Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»-"ЛЭК" рассматривался, но также не был реализован.

Провал советской лунной программы главным образом отразился на карьере В. П. Мишина , которого 22 мая г. сняли с должности Главного конструктора ЦКБЭМ . В тот же день было подписано правительственное постановление о преобразовании ЦКБЭМ в НПО «Энергия » и о назначении В. П. Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, - закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Лунная программа СССР [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной России вновь вернулся интерес к космосу и его освоению. Важнейшим этапом развития освоения космоса является подготовка полета на Луну и разработка программы по её заселению. В связи с этим необходимо обратиться не только к рассмотрению перспектив, но и к исследованиям, проводимым в прошлом.

Вступление

Если оглянуться назад, то становится очевидным, что именно Россия является лидером в сфере освоения космического пространства. Однако после первого нелегкого десятилетия после распада СССР, ознаменованного попытками свести на нет все достижения нашей страны, становится очевидной необходимость увеличения расходов на космические исследования. Это важно для сохранения российского статуса первооткрывателя космоса.

Во всем мире молодое поколение, погрязшее в пучине социальных сетей, самолюбования и толерантности, не может и не хочет ставить под вопрос пафосную высадку Нила Армстронга. Однако, стоит лишь задуматься над существующими кадрами кинохроники, как становится очевидно: эти бодрые ребята в космосе не были.

Разве жадная до чужих ресурсов Америка отказалась бы от попыток иссушить спутник земли? Конечно, нет. Так что давайте все-таки обратимся к прошлому и настоящему лунной программы России, чтобы знать, что нас ждет в будущем на самом деле.

Лунная программа СССР представляет огромный интерес для современной науки. Она является отражением непоколебимой воли и уничижающей силы бюрократии, способной свести на нет любые усилия. Уже доподлинно известно, что на появление и развитие советской лунной программы было затрачено сил ничуть не меньше, чем американцами на .

О полете на Луну задумывались до того, как CCCP отправил .

Первые лунные станции начали разрабатываться в ОКБ Королева с конца 1957г. И уже в декабре 1957г. был готов эскизный проект аппаратов: Е-1 для выполнения задачи попадания в лунный диск, Е-2 – облет и отографирование Луны, Е-З – ядерный взрыв на видимой стороне Луны. В начале 1958г. академики С.Королев и М.Келдыш принесли в Политбюро ЦК КПСС проект программы изучения Луны. От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались .

В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным. Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии.

Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро (далее КБ) проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В.Н.Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну – в КБ Королева, Челомея и Янгеля.

Проекты кораблей для облета Луны ОКБ -1 С. Королева и ОКБ-52 В.Н. Челомея

ОКБ-52 В.Н. Чаломея пользовалось симпатией Н.С. Хрущева. Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел. Руководство лунной программой СССР полностью перешло к Сергею Королеву. Самое обидное для В.Н. Чаломея состояло в том, что С. Королев получил возможность использовать все наработки В.Н.Челомея по пилотируемому полету к Луне и, в частности, ракету "УР-500К" для своих задач.

В связи с тем, что ни одна из версий лунного корабля не была на 100% эффективной, в конце1965 – начале 1966 года руководство страны решило объединить облетные проекты двух КБ. У С. Королёва взяли разгонный блок Д, (из программы Н1-Л3 – экспедиции на Луну), и корабль 7K-Л1, который был создан на основе наработок по 7K, а у В.Н.Челомея – ракету УР-500К.

Масса разгонного блока и корабля превышала возможности ракеты. Поэтому придумали оригинальную схему: УР-500К выводит связку "РБ–корабль" на близкую к орбитальной траекторию, а довыведение на орбиту осуществляется при помощи блока Д.

Вторым включением блока Д связка направляется на траекторию облета Луны. Для экономии массы с корабля 7К ("Союза") снимали всё, что могли – даже бытовой отсек и запасную парашютную систему. Множество модификаций потребовали системы ориентации, связи, спускаемый аппарат нужно было "научить" входить в атмосферу со второй космической скоростью .

Уже в 1965 году приступили к тренировкам космонавты, которым предстояло летать на кораблях, которые должны были облететь Луну. В группу вошли: Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Андриян Николаев, Павел Попович, а также еще не прошедшие космической школы Георгий Береговой, Лев Воробьев, Виктор Горбатко, Георгий Гречко, Георгий Добровольский, Алексей Елисеев, Валерий Кубасов, Василий Лазарев, Олег Макаров, Николай Рукавишников, Виталий Севастьянов, Анатолий Филипченко, Евгений Хрунов и Валерий Яздовский .

Проблемы лунной программы после смерти С. Королева

После смерти С. Королева в 1966 его место занимает Василий Мишин. На этом фоне дела с лунной программой СССР идут не очень гладко. Уже в 1967 г. Янгель уведомляет Мишина о том, что лунный корабль будет готов не ранее 1971 года. Это катастрофа, так как в данном случае запоздание фиксировалось на три года. Из-за проблем с высшим руководством, обеспокоенным новостями из Штатов, в 1968 году программа опять претерпевает изменения. Первоначально предусматривалось совершить посадку на лунном экваторе, т.е. лунный орбитальный корабль находился бы на экваториальной орбите и каждый час пролетал над местом посадки лунной кабины. Это существенно облегчало сближение и стыковку аппаратов, но в то же время наиболее интересные места для посадки не всегда расположены именно на экваторе. В итоге были разработаны три варианта, представленные на рисунке ниже. Различные варианты продумывали и американцы.

США выбрали первый вариант, а в советской программе предпочли второй. Стыковка должна была проходить на высоте 25-30 км. В СССР была разработана аналоговая система, просчитывающая необходимые элементы орбиты и моменты включения двигательной установки. Такая система для лунного корабля была создана и была весьма эффективна. Выбрав другой путь, лунная программа СССР не смогла предложить её достойную реализацию.

Советский луноход. Музей Космонавтики г. Москва, Россия. 2016 год

Из-за серии неудачных запусков, пилотируемый полет на Луну постоянно откладывался. Появлялись все новые и новые проблемы, требующие кардинальных переработок существующей концепции высадки человека на Луну. В связи с этим лунная программа СССР превратилась в денежный пылесос. Конфликты между ключевыми конструкторскими бюро и постоянное перетягивание канатов мешало вовремя прийти к оптимальному техническому решению.

В связи с задержкой летных испытаний ракеты "Н-1", программа освоения Луны была переориентирована на беспилотные полеты с постепенным уменьшением числа запусков автоматических станций .

Несмотря на то, что советским ученым все-таки удалось разработать уникальный двигатель и практически завершить создание корабля, способного беспрепятственно прилуниться, после якобы совершенного "полета" Аполлона программу полностью закрыли.

В завершении хотелось бы отметить, что в СССР неоднократно и очень успешно проводили исследования лунной поверхности. Однако, хитрые американцы обманом лишили СССР первенства в исследовании Луны, воспользовавшись бесхребетностью, жадностью и инфантильностью партийной верхушки. То, что ни один американец не ступал на поверхность Луны, в настоящее время не оставляет никаких сомнений. Однако, тогда вскрыть их ложь было практически невозможно. К тому же, руководство СССР повело себя как избалованный ребенок: обиделись и закрыли лунную программу. На труды сотен человек всем было наплевать.

Литература

  1. Афанасьев И.Б. Неизвестные корабли – М.: Научная литература, 1991 г.
  2. Первушин А.И. Битва за звезды – М.: Амфора, 2014 г.
  3. Первушин А.И. Битва за Луну. Правда и ложь о лунной гонке / Под ред. Трофимова Е.А. – М.: Амфора, 2014 г.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...