(Старший дошкольный возраст)
Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».
Задачи:
Словарная работа: продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий.
Научно-методическое обеспечение
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения - стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
Муляжи продуктов питания, посуда, скатерть, плита, микроволновая печь, духовка, меню
Костюмы повара, официанта;
Фломастеры, альбом, мячи, воздушные шары;
Зеркало;
Техническое обеспечение: телевизор, DVD-проигрыватель, микрофон.
Участники проекта:
Воспитатель
Дети старшей группы
Ожидаемый результат:
Получение знаний о «Детском кафе».
Формирование коммуникативных навыков.
Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Этапы игровой деятельности
Процесс |
Совместная деятельность педагога и детей |
Деятельность педагога |
Подготовительный |
||
Выявление проблемы |
Диагностика: игровых навыков; игровой среды |
Методика Д.Б. Эльконина |
Обрисовка сюжетной канвы |
Изучение литературы: Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» -М., 2008г. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» -М., 2003г. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М., 1999 г. Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, 1999г. Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» - М., 1994 г. |
|
Организационная работа |
Чтение художественной литературы: «Федорино горе», «Вини-пух и все, все, все…» «Муха –цокотуха»… Продуктивные виды деятельности: Изготовление тортов, пирожного, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д. Рисование денег своей группы. Беседы с детьми: Что такое кафе? Что там делают? Что едят? Кто работает в кафе? Что такое меню? Дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова»… Экскурсии: в магазин, в кафе. |
Придумывание воспитателем материала для игры: для официанта; посетителей; повара; организаторов праздников. Планирование календарных планов. Разработка конспекта игры «Детское кафе». |
Работа с родителями |
Экскурсия родителей с детьми в кафе. |
Консультации «Во что играют дети?». «Мораль в действии». |
Основной |
||
Систематизация информации |
Организация игрового пространства: Кафе (атрибуты – муляжи продуктов, касса; чайная посуда; салфетки; фартуки; вывеска). |
Обеспечение руководства. |
Игровая деятельность детей |
Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей. |
Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Принятие на себя второстепенной роли. Использование предметов-заместителей. |
Заключительный |
||
Итог |
Участие детей в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. |
Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений. |
Словарный минимум
Часть словаря |
2 младшая, средняя группы |
Старшая, подготовительная к школе группа |
Профессии |
Повар, официантка, посетители. |
Администратор, клиенты, бармен. |
Орудия труда |
Чайная посуда, салфетки, фартуки, продукты, меню в картинках. |
Кофейная посуда, миксер, кофеварка, креманки. |
Трудовые действия |
Выдает, открывает, впускает; накрывает, усаживает, знакомит (с меню), принимает, подает, рассчитывается. |
|
Качества труда |
Вежливо, внимательно, своевременно, красиво, ответственно, быстро. |
Высококачественно, организованно, добросовестно, четко, правдиво, энергично. |
Общественная значимость |
Хорошо, быстро и качественно обслуживать; спокойно вести себя за столом; красиво и правильно говорить; громко и четко делать заказы. |
|
Учреждения |
Кафе; магазин, фабрика, база. |
Конспект организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».
Задачи:
Развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе»;
Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
Познакомить с профессией художника по аквагримму.
Ход игры.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой – то праздник?
Вика:
Да, у меня сегодня день рождения! Мне исполняется 6 лет!
Воспитатель:
Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)
Воспитатель:
Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)
Воспитатель:
А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)
А за что отвечает администратор? (ответы детей)
Какие обязанности у официанта? (ответы детей)
- Чем занимается уборщица? (ответы детей)
- А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.
Ребята, а вы когда-нибудь видели, как в детском кафе на лице детей рисуют различные маски или рисунки? (ответы детей)
- Знаете, как называется эта профессия? (ответы детей)
- Это художник по аквагримму (повторение за воспитателем )
Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться «Алиса в зазеркалье». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей ) .
А вы знаете, как надо себя вести за столом?
Дети:
В гостях и дома за обедом
Говорить нельзя с соседом
Не нужно чавкать и сопеть,
А также головой вертеть,
Есть спокойно, аккуратно
Будет всем вокруг приятно
Дополнительные ответы детей.
Воспитатель:
А как следует себя вести в кафе?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах. Давайте уже отправлять с вами в кафе, а оно у нас не простое, а волшебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать волшебные слова (дети встают в круг, воспитатель в центре с «волшебным» зеркалом):
Вот волшебное стекло,
Отражает все оно
Чтобы в сказке очутиться,
Посмотрись, дружок, в него,
Улыбнись, перевернись,
Хлопни, топни – обернись.
Получилось?
Дети:
Воспитатель:
Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре.
Вика, веди своих гостей в кафе.
Администратор:
Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Алиса в зазеркалье». Занимайте свободный столик, я пришлю к вам официанта!
Посетители:
Спасибо (мальчики сажают девочек за стол )
Официант:
Здравствуйте, меню, пожалуйста!
Администратор:
Извините, в нашем кафе вы можете воспользоваться услугами художника по аквагримму.
Дети:
- Спасибо!
Организаторы праздника во время пауз в период приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей. Это могут быть:
хоровод для именинника,
игры «Горячая картошка, «Съедобное-несъедобное» и др.
отгадывание загадок
рисование открыток для именинника
пение песен в караоке,
танцы и др. по желанию детей.
В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят персонал кафе.
Заключение:
Что мы сегодня делали? (ответы детей)
Хорошо играли? (ответы детей)
- Что больше всего понравилось, а что не очень?
Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места .
Бобякова Яна Сергеевна
Учебное заведение:
МБОУ СПО "Городецкий Губернский колледж"
Краткое описание работы:
Дата публикации:
2019-12-10
Конспект организации и проведения сюжетно – ролевой игры “Кафе” в средней группе
Бобякова Яна Сергеевна
МБОУ СПО "Городецкий Губернский колледж"
В работе представлен конспект сюжтено - ролевой игры "Кафе" для среднего дошкольного возраста. В конспекте представлены ролевые диалоги, так же описана цель данной игры, задачи, предварительная работа и материал.
Конспект организации и проведения сюжетно – ролевой игры “Кафе” в средней группе
Цель: Способствовать формированию умения самостоятельно организовывать сюжетно – ролевую игру «Кафе».
Задачи:
– Способствовать уточнению ранее полученных знаний о труде работников кафе: поваре, официантах, администраторе;
– Способствовать созданию условий для более полных ролевых высказываний, с помощью наводящих вопросов;
– Побуждать детей самостоятельно подобрать атрибуты для игры;
– Систематизировать представления детей о правилах поведения в общественных местах – кафе;
– Воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в кафе.
Материал: Таблички с надписями: «Кафе», «Администратор кафе», «Официант» (2 штуки), «Повар»;
Униформа: фартук (3 штуки), шапочка.
Скатерти для столиков, подносы, папки-меню с картинками;
Макеты: пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей, продуктов питания.
Крупный игровой материал: плита, холодильник, касса, стол.
Игрушечная столовая и кухонная посуда, салфетки.
Деньги и чеки, ручки и блокноты для записи заказов.
Предварительная работа: Беседа «Кто работает в кафе», экскурсия на кухню детского сада, рассматривание иллюстраций новых блюд.
Подготовка к сюжетно – ролевой игре: Проветривание помещения, влажная уборка.
Организация и методика проведения
– Ребята, недавно я со своей семьей была в кафе. Нам там очень понравилось. Сегодня я вам предлагаю поиграть в кафе.
– Где мы с вами разместим наше кафе? (Ответы детей)
– Как мы назовем наше кафе? (Ответы детей)
– Ребята, вы знаете, кто такие официанты, и что входит в их обязанности? (Ответы детей)
– Правильно, они готовят столы для прихода посетителей: покрывают столы скатертями, расставляют салфетки. А еще подают меню, принимают заказы, обслуживают посетителей, желают им приятного аппетита. В конце визита официанты просят оплатить посетителей заказ, убирают посуду со стола.
– Ребята, а кто же готовит еду в кафе? (Ответы детей)
А где повар готовит еду? (Ответы детей)
– Здесь у нас будут стоять столики, а вот здесь будет кухня, на которой повар будет готовить еду.
– Я возьму на себя роль администратора кафе – буду расплачиваться с посетителями, встречать их, провожать за столики и следит за тем, чтоб гостям было комфортно (прикрепляем табличку “Администратор кафе”).
– Давайте распределим роли? Кто кем будет работать в кафе.
– Кто хочет быть официантом? (одеваем фартук, прикрепляем табличку «Официант»).
– Кто хочет быть поваром? (Ответы детей) Одевай фартук и шапочку. Бери нужные повару продукты питания. Проходи на кухню и жди заказов от посетителей.
– А все остальные будут посетителями кафе. Мы будем их обслуживать.
– Как посетители ведут себя в кафе? (Ответы детей)
– Как надо вести себя за столом? (Ответы детей)
– Молодцы, вижу, вы знаете, как надо вести себя за столом и в общественных местах. Давайте откроем наше кафе.
Диалог официанта и посетителей:
Администратор: – Здравствуйте, за какой столик хотите присесть? Одну минуту… К вам сейчас подойдет официант.
Официант: – Добрый день.
Посетитель: – Здравствуйте, добрый день.
Официант: – Что будете заказывать? (Подает меню)
Посетитель: – Сок и фрукты. (Повар приготавливает заказанное блюдо)
Официант: – Возьмите пирожные они в нашем кафе очень вкусные.
Посетитель: – Мы обязательно возьмем пирожные с чаем если можно.
Официант: – Как пожелаете. (Схематично зарисовывает в блокноте заказ)
Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов. (Ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает, красиво расставляет на столе) (Повар приготавливает заказанное блюдо) Приятного аппетита.
Посетитель: – Большое спасибо. (Едят, между собой общаются, официант в это время подсчитывает сумму заказа)
Посетитель: – Пожалуйста, принесите счет.
Официант: – Хорошо
Посетитель: – Спасибо, все было вкусно.
Официант: – Приходите к нам еще.
Администратор: Вам у нас понравилось? Приходите к нам еще. Приводите своих друзей.
– Ребята, посмотрите, уже вечер, пора закрывать наше кафе. (Администратор провожает посетителей, кафе закрывается)
– Во что мы с вами играли?
– Как называется наше кафе?
– Кто нас встретил?
– Вам понравилась эта игра?
– Вы были просто молодцы!
Думаю большинство современных детей хоть раз были в кафе или ресторане, и для многих из них такие места обладают определенной притягательностью: и еда кажется вкуснее, и красиво, и настроение праздничное. Попробуем поиграть в кафе дома?
С чего начать . Если инициатива игры исходит от родителя, можно предложить ребенку представить себя посетителем кафе и принести ему красиво сервированный завтрак. Или в песочнице подойти к малышу, только освоившему создание куличиков, и спросить «А есть у вас в кондитерской пирожные с кремом?»
Развитие сюжета . Если вы подходите к игре основательно — оборудуйте помещение — придумайте столики и посадочные места. Не забудьте про витрину-прилавок. Обсудите, нужна ли вашему кафе вывеска и какой она будет. С детьми постарше можно поговорить про дизайн интерьера. Не обязательно воплощать все идеи, но интересно вместе с ребенком нарисовать ваше кафе.
Рассмотрим три варианта игры (понятно, что они могут совмещаться и переходить один в другой):
(1) Взрослый владелец кафе, ребенок посетитель . Обычно, дети любят, когда наоборот. Но с маленьким ребенком начинать игру лучше с такого распределения ролей. Так вы сможете показать пример поведения — предлагать разнообразные блюда и жалеть, что какого-то из них нет, рекомендовать блюдо дня, красиво сервировать еду и приносить на подносе.
(2) Ребенок владелец кафе, взрослый посетитель . Взрослые нередко устают от частого повторения пассивных ролей. Но на самом деле только от вас зависит, бубнить заученный текст или получать от игры удовольствие. Попробуйте изображать разных посетителей — привередливых, прожорливых, неаккуратных, грубых, вежливых, застенчивых, рассеянных. Смешите ребенка нелепыми просьбами принести суп из игрушек или печеную шляпу. Подробно расспрашивайте из чего и как приготовлено заказанное блюдо. Не забывайте попросить счет, расплатиться, поблагодарить за еду.
(3) Ребенок и взрослый сотрудники кафе (официант и повар или каждый выполняет обе роли), игрушки — посетители . В этом варианте ребенок уже активно участвует, и если взрослый отойдет по своим делам, работа кафе из-за этого не остановится.
Но даже если ребенок играет сам, развлекайте его новыми идеями. Например, у вас нет времени играть в детской — предложите организовать службу доставки еды. Зайдите в кафе в образе строгого инспектора, проверяющего качество приготовления блюд. Помойте красивые упаковки от подуктов и «привезите» в кафе деликатесы.
Реквизит . Меню можно нарисовать. Или вырезать и наклеить картинки блюд из каталогов, буклетов ваших любимых ресторанов. Не забудьте проставить цены и приготовить игровые деньги. Иногда блюда могут быть воображаемыми, как и посуда. Но в другие дни стоит сосредоточиться на кулинарных процессах, и лепить, вырезать или приспосабливать для угощения все, что есть под рукой. я рассказывала, из чего мастерить еду.
Столы для игрушек можно сделать из перевернутых обувных коробок. Нарисуйте к ним красивые скатерти. Сделайте вазочки из пузырьков и принесите с улицы живых цветов. Попробуйте смастерить многоуровневую витрину из трех коробок от тортов (с прозрачными крышками). Подумайте об элементах костюма — поварском колпачке, форме официанта. И быть может в вашем кафе будет играть музыка?
Кадникова Наталья Владимировна – Воспитатель МБДОУ №55 «Истоки» г. Рубцовск, Алтайский край
Дата поступления работы на конкурс: 21.11.2017г.
Конспект сюжетно - ролевой игры в старшей группе
Тема: «Кафе сладкоежка»
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель:
Задачи:
Образовательная: закрепить и уточнить у детей знания о профессии кондитера.
Развивающая: развивать интерес к развитию сюжета, использовать полученные знания через роль и содержание игры.
Воспитательная: в оспитывать доброжелательность друг к другу желание играть вместе.
Словарная работа: шеф повар, кондитерские изделия, администратор, ассортимент, ароматизированные, профессионалы, бармен.
Оборудование: мебель: столы, стулья, оформление помещений кафе, кухни, набор для изготовления кондитерских изделий, сок в стаканчиках, печенье, блокноты, свечи, музыкальное оформление.
Место и время проведения: в групповой комнате после занятия.
Предварительная работа: Д.и. «Супермаркет», «Кем быть?», «Угадай профессию», «Кто что делает»; Рассматривание альбомов, иллюстраций по данной теме;
Беседа «День рождения в кафе «Мороженное», «Мое любимое кондитерское изделие», «Знакомство с профессией кондитер»;
Художественная деятельность: лепка из солёного теста «Угощение для сладкоежек»;
Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», С.Я. Маршак «Что у Вас?
Ход игры.
В. Р. поздоровайтесь с гостями, они пришли посмотреть, как интересно мы умеем играть.
Я сегодня читала газету и нашла там интересное объявление, послушайте: Недалеко от д. с. «Радуга открылось детское кафе «Сладкоежка». Срочно требуется шеф – повар и кондитеры.
Что за профессия кондитеры? Чем эти люди занимаются?
Что значит шеф – повар? (даёт указания, следит за выполнением работы, распределяет обязанности)
В. Я давно мечтала стать шеф – поваром, а вы хотите стать кондитерами?
Давайте пройдём в кафе «Сладкоежка».
1. Это зал для приёма посетителей.
2. Это барная стойка. На ней большой ассортимент коктейлей.
(Апельсиновый, вишнёвый, молочный, банановый, гранатовый)
3. Это ароматизированные свечи. (Когда в кафе приходят посетители, для них зажигают эти свечи и зал наполняется приятным ароматом)
4. Это помещение кухни. Здесь работают повара - кондитеры.
5. Это духовой шкаф для выпечки, это плита.
6. Это стол для приготовления различных блюд и кондитерских изделий.
В. Я сегодня шеф – повар, вы кондитеры. Давайте переоденемся в специальную одежду и приступим к работе.
Сейчас я дам указание, что мы будем делать.
(Сегодня мы будем стряпать «вишнёвое» печенье, печенье «морская звезда» и печенье «черепашка». Украшать будем вишенками и цветными орешками. Чтобы украшения хорошо держались, что необходимо сделать? Надо смазать сиропчиком. Кто помнит, как приготовить сиропчик?)
В. Приступим к работе.
(после окончания работы все изделия разместить в духовом шкафу)
В. Уважаемые кондитеры, вы замечательно поработали, как настоящие профессионалы (человек, который четко, быстро и очень хорошо выполняет свою работу). (Дети приводят рабочее место в порядок, переодеваются и садятся на стульчики)
В. Р. мне сообщили, что в наше кафе скоро приедут первые посетители. А кроме шефа – повара и кондитеров в нашем кафе никого нет.
Кто ещё должен работать в кафе? (официанты, бармен, администратор)
Чем занимается администратор? (Следит за порядком, встречает гостей)
Чем занимаются официанты? (Знакомя посетителей с меню, принимают заказы и выполняют их)
Чем занимается бармен? (готовит различные коктейли, напитки)
В. Самое главное все сотрудники кафе должны быть приветливы и вежливы с посетителями.
В. Поскольку здесь, кроме нас никого нет, а посетители сейчас придут, предлагаю Вам взять на себя роль официантов и бармена, а я буду администратором.
(Распределить роли).
Давайте обговорим ваши действия.
Пока посетители не подъехали, приготовим зал к приёму. (включить приятную музыку, зажечь ароматизированные свечи)
Приём гостей.
Заключение
Р. мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились с ролью кондитера, официанта, бармена. Давайте сегодня закроем наше кафе, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.