Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Что относится к характеру оценочных суждений. Невербальные знаки заинтересованности разговором

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) - семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала ХХ века), США (с середины ХХ века) и Латинской Америке (со второй половины ХХ века).

Сущность психоанализа

1. Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.

2. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.

3. Метод лечения психических расстройств. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых (бессознательных) механизмов переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и адаптации к обществу.

Основные идеи психоанализа

Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознательное - подчиняется бессознательному[источник не указан 37 дней], определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

Суперэго («Сверх-Я»)

Ид («Оно»)

Психоанализ как философское учение (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм)
Психоанализ появляется на том этапе, когда наука переходит от экспериментальных описаний к более высокому уровню обобщения, к общетеоретическим выводам. Психоанализ появился как медицинская теория, превратившаяся в универсальное объяснение человеческой психики. Он дает универсальный принцип объяснения реальности, связанной с человеком, новое революционное понимание человека. Психоанализ очень быстро стал популярным, составив основу психологических практик. Центральный вопрос: что такое человек? Фундамент психоанализа – учение о вытеснении.
Зи́гмунд Фрейд (6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) - 23 сентября 1939, Лондон) - австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы - терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
В работе «Трудности психоанализа» писал о трех революциях, нанесших удар по человеческому нарциссизму: революция Коперника (Земля меньше Солнца и вращается вокруг него, а не наоборот), революция Дарвина (животное происхождение человека) и возникновение науки о бессознательном (во главе этой третьей революции ставил себя). Третья революция релятивизировала образ человека, лишила его автономии.
Занимался исследованием истерии, неврозов (вначале на основании опытов Брейера и Шарко); отверг применявшийся ранее гипноз. Считал, что необходимо анализировать вытесненные переживания. Основу нашей личности составляют множество переживаний, большая часть которых забывается и вытесняется в подсознательное. Первый заговорил о детской сексуальности; применял метод анализа сновидений.
Тотем и табу – труд, посвященный психологии первобытных народов (один из первых на данную тему). Отправной точкой для данного труда считаел лекцию Юнга, из которой делает вывод, что « душевнобольной и невротик сближаются с первобытным человеком, с человеком отдаленного доисторического времени, и если психоанализ исходит из верных предположений, то должна открыться возможность свести то, что у них общего, к типу инфантильной душевной личности».
Я и Оно – труд 1923 г. Анализ человеческого я, универсальная трактовка человеческой психики. Все люди – невротики.
Я – человеческая личность
Оно – бессознательное
Сверх Я – социальный идеал
Базовые нормы человеческого общества начинаются с запрета на определенные действия. «Я» всегда находится между молотом и наковальней. Основу неврозов составляют комплексы.
Фрейд дал ответ на вопрос Канта «что такое человек»:
«Это «я», сопряженное с сознанием, которое постоянно сопротивляется вытеснению в бессознательное.»
Восприятие для «я» есть инстинкты для «оно», ни то, ни другое не зависит от опыта. Некоторые переживание остаются в сфере сознанельного, некоторые – вытесняются.
Сексуальный инстинкт – базовый инстинкт; сексуальная энергия – тот же вид энергии, который дан нам природой и нацелен на продолжение рода. В табуированном обществе первое табу накладывается на сексуальные действие; общество регулирует брачные отношения. Вся человеческая культура – продукт сублимации.
«Я» выполняет роль контролера, наездника. Но конь строптивый…
Карл Гу́став Юнг (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария - 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертированные и интровертированные) и по сочетанию функций («мышление», «чувства», «сенсорика» и «интуиция»). !!!Warning! Копипаст из Вики!!!
Ученик и ближайший друг Фрейда. Задался вопросом, откуда берется универсальность массовой психологии. Ввел понятие коллективного бессознательного. Архетип – структурный элемент коллективного бессознательного. Считал, что анализа сновидений недостаточно; полагал,что базовые архетипы содержатся в легендах и сказках.
Различал две душевные инстанции: дневная «маска» (соотвтетствует фрейдовскому Сверх-Я) и глубинное бессознательное. Между ними «самость» (объединяет сознательное и бессознательное).
Эрик Фромм – американский врач. Попытался соединить психоанализ, экзистенциализм и марксизм. Исследовал любовь, счастье.
Воспринял теорию межличностных отношений, ключевой проблемой которой являлось особое отношение каждого человека к миру. Это альтернатива фрейдизму, опирающуюся на теорию влечений.
Любовь – это абстракция; в действительности существует только акт любви. Любовь – это действие, процесс.
Любовь по принципу бытия – плодотворная любовь («предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею, она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни - это процесс самообновления и самообогащения»); любовь по принципу обладания – неплодотворная любовь (означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее»)

Гуманистический психоанализ Фромм Эрих Зелигманн

Фрейд и Юнг

Фрейд и Юнг

Фрейд рассмотрел проблему взаимоотношений религии и психоанализа в одной из своих самых глубоких и блестящих книг «Будущее одной иллюзии». Юнг, который был первым психоаналитиком, понявшим, что мифы и религиозные идеи являются выражением глубинных озарений человека, исследовал эту тему в своих лекциях 1937 года, опубликованных под названием «Психология и религия».

Пытаясь изложить суть позиций, занимаемых этими двумя психоаналитиками, я преследовал три цели.

1. Определить, в каком состоянии находится сейчас обсуждение этой проблемы, и уточнить позицию, с которой я хотел бы продолжить дискуссию.

2. Заложить основу для последующих глав, рассмотрев некоторые фундаментальные понятия, используемые Фрейдом и Юнгом.

3. Внести ясность в широко распространенное мнение, согласно которому Фрейд был якобы «против», а Юнг «за» религию, что позволит нам увидеть ошибочность столь упрощенных представлений об этой сложной проблеме, а также обсудить различные значения терминов «религия» и «психоанализ».

Какова же позиция Фрейда в отношении религии в названной работе?

По Фрейду, религия берет свое начало в беспомощности человека перед силами внешней природы и силами инстинктов в самом себе. Религия возникает на ранней стадии человеческого развития, когда он еще не может использовать свой разум, чтобы справиться с этими внешними и внутренними силами и должен подавлять или усмирять их с помощью других аффективных сил.

Так, вместо того чтобы справиться с враждебными силами с помощью разума, он борется с ними, используя «контраффекты», противоположные эмоциональные силы, назначением которых является подавление и контроль того, с чем человек бессилен справиться при помощи разума.

В этом процессе человек создает то, что Фрейд называет «иллюзией», материал для которой берется из его собственного жизненного опыта, накопленного в детстве. Сталкиваясь с опасными, неконтролируемыми и недоступными его пониманию силами внутри и вне себя, он как бы припоминает прошлое и, так сказать, возвращается в детство. Тогда он чувствовал себя под защитой отца, который, по его представлениям, обладал высочайшей мудростью и силой и любовь и защиту которого он мог заслужить, подчиняясь его приказаниям и избегая нарушений его запретов.

Таким образом, согласно Фрейду, религия является повторением детского жизненного опыта. Человек справляется с угрожающими ему силами тем же самым способом, каким он, будучи ребенком, научился справляться со своей беззащитностью, полагаясь на отца, восхищаясь им и опасаясь его. Фрейд сравнивает религию с детскими неврозами навязчивых состояний. Религия, согласно ему, является коллективным неврозом, вызванным условиями жизни, близкими тем, что порождают детские неврозы.

Анализируя психологические корни религии, Фрейд пытается показать, почему люди выдвигают идею бога. Но он считает, что открыл нечто большее, чем просто психологические корни. Он утверждает, что безжизненность теистических понятий обнаруживается сразу, как только выясняется, что они являются иллюзией, основанной на неосознанных желаниях человека.

Фрейд не ограничивается доказательством того, что религия является иллюзией. Он говорит, что религия опасна, поскольку она часто освящает дурные человеческие институты, с которыми она была связана на протяжении всей ее истории и, кроме того, поскольку религия учит людей верить в иллюзии и запрещает критически мыслить, она несет ответственность за оскудение человеческого интеллекта. Такие же обвинения предъявлялись религии мыслителями Просвещения. Но, с точки зрения Фрейда, второе обвинение звучит сейчас с еще большей силой, чем в XVIII веке. В своей аналитической работе Фрейд показал, что запрет критически мыслить по поводу какого?либо предмета ведет к ослаблению способности критического мышления и в других областях и тем самым к снижению силы разума в целом. Третьим пороком религии, по Фрейду, является то, что она основывает нравственность на очень зыбких устоях. Если значимость этических норм основывается на том, что они являются божьими заповедями, то будущее этики ставится в зависимость от веры в бога. Поскольку Фрейд полагает, что религиозность людей все время ослабевает, он вынужден сделать вывод, что существующая связь религии с этическими нормами должна привести к разрушению наших моральных ценностей.

Опасности, которые Фрейд видит в религии, свидетельствуют

1 том, что его собственными идеалами и ценностями являются те самые понятия, которым, по его мнению, угрожает религия: разум, уменьшение человеческих страданий и нравственность. Но такие умозаключения необязательно выводить из фрейдовской критики религии; Фрейд очень ясно показал, в какие нормы и идеалы он верит: это братская любовь (Menschenliebe), истина и свобода. Разум и свобода, согласно Фрейду, взаимозависимы. Если человек откажется от иллюзии существования Бога - Отца, если он без страха осознает свое одиночество во Вселенной, свою незначительность в мире, он станет ребенком, покинувшим отчий дом. Но ведь это и есть истинная цель развития человека - преодолеть свою инфантильную фиксацию. Человек должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он осознает, что ему не на что положиться, кроме своих собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом. Только свободный человек, избавившийся от власти авторитета - власти, несущей не только угрозу, но и защиту, - может правильно понять окружающий мир и свою роль в этом мире. Только такой человек сможет в полной мере пользоваться своим разумом, отказавшись от всяких иллюзий; только такой человек способен к развитию и реализации присущих ему способностей. Только в том случае, если мы наконец станем взрослыми и перестанем быть детьми, зависящими и боящимися авторитетов, мы осмелимся подумать о самих себе. И наоборот, только если мы посмеем думать сами, мы сможем освободиться от господства авторитета. Важно отметить в связи с этим, что, по Фрейду, чувство бессилия является чувством, противоположным религиозному. Если учесть, что многие теологи - и, как мы увидим позднее, в известной степени Юнг - считают чувства зависимости и бессилия сутью религиозных переживаний, то утверждение Фрейда становится особенно важным. Оно выражает, хотя и в неявной форме, его собственную концепцию религиозных переживаний, а именно концепцию независимости и осознания человеком своих сил. Далее я постараюсь показать, что это различие составляет одну из наиболее важных проблем психологии религии.

Обращаясь теперь к Юнгу, мы находим, что почти по всем пунктам его позиция по отношению к религии противоположна точке зрения Фрейда.

Юнг начинает изложение своих взглядов с рассмотрения основных принципов своего подхода. В то время как Фрейд, хотя и не будучи профессиональным философом, подходит к рассмотрению проблемы под углом зрения психологии и философии, как это делали Уильям Джемс, Дьюи и Макмеррей, Юнг заявляет в начале своей книги: «Я ограничиваюсь наблюдением феномена и воздерживаюсь от каких бы то ни было метафизических или философских рассуждений». Далее он объясняет, каким образом он как психолог может анализировать религию, не принимая в расчет философские аспекты проблемы. Он называет свой подход «феноменологическим, то есть таким, который рассматривает события, явления, жизненный опыт - одним словом, факты. Истиной при таком подходе является факт, а не суждения о нем. Говоря, например, о непорочном зачатии, психолог интересуется только тем, что существует такая идея, но не вопросом о том, является ли она истинной или ложной в каком?то смысле. Она является психологически истинной, поскольку она существует. Психологическое существование - субъективно, если идея существует только у одного индивида. Но оно объективно, если она признается обществом посредством consensus gentium».

Прежде чем перейти к юнговскому анализу религии, необходимо рассмотреть эти методологические предпосылки. Юнговское понятие истины несостоятельно. Он утверждает, что «истина - это факт, а не суждение о нем», что «слон является истинным, потому что он существует». Но он забывает, что истина всегда и необходимо относится к суждению, а не к описанию феномена, который мы воспринимаем с помощью наших органов чувств и который мы обозначаем при помощи словесного символа. Юнг утверждает далее, что идея является «психологически истинной, поскольку она существует». Но идея «существует» независимо от того, является ли она иллюзией или основана на фактах. «Существование» идеи не делает ее «истинной» ни в каком смысле. Даже практикующий психиатр не смог бы работать, если бы он не устанавливал истинности идеи, то есть ее связи с явлением, которое она описывает. Не сделав этого, он не смог бы выявить даже, с чем он имеет дело - с галлюцинацией или симптомом паранойи. Но подход Юнга несостоятелен не только с точки зрения психиатра, Юнг отстаивает релятивистские взгляды, которые только при поверхностном знакомстве кажутся более терпимыми по отношению к религии, чем взгляды Фрейда, но в действительности по самому своему духу противоположны таким религиям, как иудаизм, христианство и буддизм. Последние рассматривают стремление к истине как одну из самых главных добродетелей и важнейших обязанностей человека и утверждают, что их доктрины, будучи постигнуты либо через откровение Божие, либо при помощи лишь силы разума, могут быть проверены на истинность.

Юнг не может не видеть трудностей своей собственной позиции, однако способ, при помощи которого он хочет их преодолеть, является, к сожалению, столь же несостоятельным. Он пытается провести различие между «субъективным» и «объективным» существованием, несмотря на чрезвычайно неопределенный характер этих терминов. Юнг, видимо, считает, что нечто объективное является более реальным и истинным, чем нечто просто субъективное. Его критерий различения субъективного и объективного основывается на том, возникла ли какая?то идея только у одного человека или же она установлена обществом. Но разве мы сами не были свидетелями folie a millions огромных групп людей в наше время? Разве мы не видели, как миллионы людей под влиянием своих иррациональных влечений верили идеям, не менее иллюзорным и иррациональным, чем идеи, возникшие в мозгу только одного индивида? Какой же тогда смысл называть эти идеи «объективными»? Критерий различения субъективного и объективного грешит тем же самым релятивизмом, о котором я говорил выше. Если быть более точным, это - социологический релятивизм, согласно которому принятие той или иной идеи обществом служит критерием ее достоверности, истинности или «объективности».

После обсуждения методологических предпосылок Юнг излагает свои взгляды на центральную проблему: что такое религия? Какова природа религиозных переживаний? Его определение могут принять многие теологи. Короче говоря, оно сводится к утверждению, что суть религиозных переживаний в подчинении высшим силам. Но лучше процитируем самого Юнга. Он пишет, что религией «является точное и добросовестное наблюдение того, что Рудольф Отто удачно назвал "numinosum", то есть динамического существования или действия, не вызванного произвольным актом воли. Напротив, оно постоянно владеет человеком и держит его под своим контролем, и человек всегда является скорее его жертвой, чем его творцом» .

Определив религиозное переживание как состояние, вызванное находящейся вне нас силой, Юнг затем интерпретирует понятие бессознательного как понятие религиозное. Согласно Юнгу, бессознательное не может быть просто частью индивидуальной психики, оно не поддается никакому контролю и навязывается нам извне. «Тот факт, что вы слышите голос [бессознательного] в своих сновидениях, ровным счетом ничего не доказывает, поскольку вы точно так же можете слышать голоса с улицы, которые вы никогда не подумаете считать своими. Есть только одно условие, при котором вы могли бы законно назвать такой голос вашим собственным, а именно когда вы признаете свое сознание частью целого, маленьким кружком, находящимся внутри большого круга. Мелкий банковский служащий, гуляющий с другом по городу и указывающий на здание банка со словами: " А вот мой банк", говорит это, соблюдая названное условие».

Неизбежным следствием юнговского определения религии и бессознательного является вывод Юнга о том, что в силу самой природы бессознательного его влияние на нас есть «основной религиозный феномен». Отсюда следует, что религиозная догма и сновидение - это равнозначные религиозные явления, так как и то и другое выражают наше состояние, определяемое какой?то действующей извне силой. Нет необходимости говорить, что, по логике Юнга, безумие следует считать высшим религиозным феноменом.

Подтверждает ли наше рассмотрение отношений Фрейда и Юнга к религии широко распространенное мнение, согласно которому Фрейд - враг, а Юнг - друг религии? Даже беглое сравнение их взглядов говорит о том, что такое допущение является ошибочным упрощением.

Фрейд считает, что целью развития человека является достижение следующих идеалов: знания (разум, истина, логос); братской любви; уменьшения страданий; независимости и ответственности. Они составляют этическую суть всех великих религий, на которых основаны восточная и западная культуры, - учений Конфуция и Лао - цзы, Будды, пророков и Христа. И хотя между этими учениями существуют известные различия - например, Будда придает особое значение уменьшению страданий, пророки делают ударение на важности знания и справедливости, а Христос на первое место ставит братскую любовь, - поразительно, насколько единодушны эти религиозные учители в отношении цели человеческого развития и тех норм, которыми должен руководствоваться человек. Фрейд выступает в защиту этической сути религии и критикует ее теистические сверхъестественные аспекты, препятствующие полной реализации указанных этических целей. Он объясняет, что теистические сверхъестественные понятия появились на определенных стадиях человеческой истории и когда?то были необходимы, так как способствовали развитию человека, но теперь они уже не нужны и фактически являются препятствием для дальнейшего развития. Следовательно, утверждение, что Фрейд якобы «против» религии, ошибочно, если мы не уточним, к какой религии и к каким ее аспектам он относится критически и в защиту каких аспектов религии он выступает.

По Юнгу, религиозные переживания характеризуются особым эмоциональным состоянием: подчинением высшей силе независимо от того, называется ли она богом или бессознательным. Бесспорно, это верная характеристика определенного типа религиозных переживаний - в христианстве, например, в этом состоит суть учений Лютера и Кальвина, - хотя она явно не соответствует другим видам религиозных переживаний, например тем, которые характерны для буддизма. Однако своим релятивистским пониманием истины концепция религии Юнга отличается от буддизма, иудаизма и христианства. Важнейшим принципом этих религий является поиски истины. Иронический вопрос Понтия Пилата: «Что есть истина?» - считается символом антирелигиозной установки с точки зрения не только христианства, но также и всех других великих религий.

Резюмируя соответствующие позиции Фрейда и Юнга, можно сказать, что Фрейд критикует религию во имя этики - позиция, которую можно назвать «религиозной». Юнг же сводит религию к простому психологическому феномену и в то же время возвышает бессознательное до уровня религиозного феномена.

Из книги Мир Софии автора Гордер Юстейн

ФРЕЙД …у нее возникло отвратительно эгоистическое желание… В обнимку с тяжелой папкой Хильда Мёллер-Наг вскочила с кровати, отнесла папку на стол, потом, на ходу раздеваясь, помчалась в ванную, постояла пару минут под душем и торопливо оделась. После этого она

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Глава 26. Фрейд и психоанализ Жизнь. Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Фрейбурге, в той части австро-венгерской империи, которая ныне принадлежит Чешской республике. Он изучал медицину в Вене, где жил и работал до нацистской аннексии Австрии в 1938 г. Как еврей, он был вынужден

Из книги Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

7. Зигмунд Фрейд Для того чтобы истолковать сон, необходимо вскрыть его латентное содержание. (Тот факт, что здесь мы имеем дело со сновидением или с неким его подобием, не вызывает сомнения; именно в сновидении социальные и личные отношения меняются на противоположные,

Из книги Венера в мехах / Представление / Работы о мазохизме автора Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд Проблема мазохизма затрагивалась Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) и метапсихологической работе «Влечения и судьбы влечений» (1915), прежде чем получить более детальное рассмотрение в предлагаемых ниже статьях «Ребенка бьют» (1919) и

Из книги Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. автора Фромм Эрих Зелигманн

VII. ФРЕЙД? РЕФОРМАТОР МИРА В детстве Фрейд восхищался великими военными вождями. Великий карфагенец Ганнибал, наполеоновский генерал Массена (предположительно считавшийся евреем) - вот его самые первые герои. Он страстно интересовался войнами Наполеона, прилеплял

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Фрейд и Юнг Фрейд рассмотрел проблему взаимоотношений религии и психоанализа в одной из своих самых глубоких и блестящих книг «Будущее одной иллюзии». Юнг, который был первым психоаналитиком, понявшим, что мифы и религиозные идеи являются выражением глубинных

Из книги 25 ключевых книг по философии автора Хесс Реми

Зигмунд Фрейд 1856–1939Три эссе о сексуальной теории1905Не будучи философом по профессии, первооткрыватель психоанализа создал произведение, которое имеет серьезное философское значение. Эта работа тесно связана с жизнью. Чтобы определить место Трех эссе о сексуальной

Из книги Карл Густав Юнг о духовности, о творчестве автора Юнг Карл Густав

Зигмунд Фрейд (74)…[Во взглядах Фрейда необходимо] подчеркнуть и особо выделить его явно обусловленный временем скепсис по отношению ко всем идеалам девятнадцатого века или, по крайней мере, к большинству из них. Это то прошлое, которое составляет духовный фон, совершенно

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Фрейд З. Художник и фантазирование Психоанализ был создан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом в начале XX века как метод лечения психических расстройств, а затем им и его последователями был распространен на гуманитарные науки и искусство. Представленная в

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

7. ЗИГМУНД ФРЕЙД Для того чтобы истолковать сон, необходимо вскрыть его латентное содержание. (Тот факт, что здесь мы имеем дело со сновидением или с неким его подобием, не вызывает сомнения; именно в сновидении социальные и личные отношения меняются на противоположные,

Из книги Миссия Зигмунда Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

VII Фрейд – реформатор мира В детстве Фрейд испытывал восхищение перед великими военачальниками. Самыми ранними его героями были великий карфагенянин Ганнибал и наполеоновский маршал предположительно еврейского происхождения Массена . Фрейд испытывал

Из книги Опасные желания. Что движет человеком? автора Фрейд Зигмунд

3. Фрейд. Как рождаются желания

Из книги Страх. Сладострастие. Смерть автора Курпатов Андрей Владимирович

Зигмунд Фрейд Но если Ведекинд просто не решил или, может быть, не пытался решить загадки отношений Эроса и Танатоса, то решение Зигмунда Фрейда, мягко говоря, вовсе никуда не годится. Это прозвучит парадоксально, но на волне нарождающейся внутренней свободы человека

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

5. Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд) Известным представителем неклассических философских и, особенно, научных представлений о человеке был австрийский ученый, врач и психолог XIX–XX веков Зигмунд Фрейд. Классические философские представления о человеке, как и о мире, заключаются,

Или Витгенштейн против «симптомального чтения» жизни

В философии ХХ столетия в своё время появился новый для философии термин — «симптомальное чтение». Что же это такое?

Симптомальное чтение - это такой взгляд на мир, когда смотрящий предполагает (причём всегда!) вот что:

«Всё, что угодно, что я вижу и слышу — не есть то, что оно есть, а лишь симптом чего-то другого».

Надела короткую юбку - хочет быть изнасилованной. Завела второго ребёнка — боится выходить на работу. Сидит, скрестив ноги? Чувствует себя неуверенно. Учат иностранный язык? Собираются эмигрировать.

Ну и прочая отвратительная белиберда, которую многие почему-то считают «психологией» и за которой, кстати, идут на психфак.

Человек, смотрящий на мир через инструмент «симптомального чтения», всегда «подозревает».

Он всегда должен что-то «открыть», «обнаружить», «расследовать» как некий эксперт. Именно бум жанра «детектив» (случившийся как раз в ХХ веке) хорошо объясняет - что же это такое — симптомальное чтение как стиль жизни.

Симптомальное чтение - это взгляд частного детектива на особняк и его обитателей — место, где случилось убийство.

Некоторые симптомальные наблюдения за жизнью верны. (Никакой феномен не является абсолютным Злом, пока он не приобретает дурную тотальность).

То же произошло и с симптомальным чтением. То, что уместно думать и делать для инспектора полиции в доме, откуда только что вынесли труп, неуместно для гражданина Имярек, раскрывшего рот, просто с целью сказать что-то умное.

Интеллектуальная мода «рассматривать всё как симптом чего-то другого» , распространилась, как пожар, буквально на все дискурсы, уже не говоря о психологии с её главной рок-звездой — Зигмундом Фрейдом.

Все, кто что-либо делает или говорит, теперь мгновенно стали — подозреваемыми. Как говорила Иоанна Хмелевская: «Мы все под подозрением». Права была пани Иоанна...

Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence?

Я приведу вам очень простой пример, из жизни. Представьте себе, что молодой человек приходит домой и, проходя через гостиную к себе в комнату, говорит, обращаясь к маме: «Мама, я сегодня очень устал. Я, пожалуй, рано лягу. Пожалуйста, не зови меня к телефону, если мне будут звонить друзья, и если можно, сделай потише телевизор».

Вы, конечно, знаете, что ответит ему мама, вместо того, чтобы сказать: «Ладно, я поняла».

Мама спросит (нет, будет утверждать): «Вася, ты поссорился с девушкой, с этой дурочкой, она же тебя не стоит!»

Или: «Вася, ты заболел, ты пил холодную воду из кулера и заболел, я же тебе говорила про твои гланды».

Или: «Вася, ты за что-то на нас с папой сердишься».

В кабинете психотерапевта...

В кабинете психотерапевта не до таких анекдотов. Там происходят вещи поинтереснее. Там привычка с симптомальному видению, чтению и пересказу событий жизни отнимает у клиента и психолога — время, нервы и деньги, сводя работу по исцелению на нет.

Когда начинаешь работать психологом, оказывается, что никто из нас не умеет рассказывать свои истории без вынесения оценочных суждений.

Никто не умеет рисовать картину просто. Лишь тщательно подмечая, а потом подробно излагая без интерпретаторской отсебятины замеченные ранее наблюдения.

Опытный психолог всегда предупреждает своего клиента: когда я прошу вас рассказать историю, мне не нужны ваши ОБЪЯСНЕНИЯ. Мне нужны ваши ОПИСАНИЯ.

В этом как раз психологи ну просто дословно повторяют реально когда-то сказанные философом Людвиком Витгенштейном слова:

Людвик Витгенштейн

Когда-то эта фраза висела перед моим рабочим столом.

Она помогала мне тогда заниматься гештальт-самотерапией, помогла несколько раз войти в дзен-поток чистого бытия...

Когда я вспоминала о коварстве оценочных суждений и превращалась в простое и честное зеркало Дзен — описывающее, но ничего никому не объясняющее, в том числе - и главное — не объясняющее, «что же происходит» самой себе.

С тех пор утекло много воды. По роду деятельности мне приходилось многим и многое объяснять. Я разучилась корректно описывать, впала в тон монастырского колокола и опять вернулась с старой дурной привычке многих и многих — к симптомальному чтению жизни.

Слова Витгенштейна пора снова повесить над моим рабочим столом.

«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!»

Людвик Витгенштейн

Елена Назаренко

Фактический характер присущ тем событиям, которые уже свершились. В дальнейшем эти обстоятельства будут являться основой для анализа и оценочных суждений. О том, как оцениваются события, и какие утверждения носят фактический характер, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое фактический характер?

Фактическое суждение констатирует уже свершившееся событие. Именно поэтому мнение, которое носит фактический характер, невозможно опровергнуть.

Не знаете свои права?

Те события, которые уже случились, подлежат анализу и последующей оценке. Примером суждений, которые имеют фактический характер, могут быть следующие фразы: «кризис в экономике приводит к увеличению процента безработных граждан», «после окончания войны потребуются затраты на восстановление разрушенных городов». Эти утверждения не несут эмоциональной окраски, они лишь констатируют наступление событий и то, что произойдет после них.

Что такое оценочное суждение?

Любой факт, который имел место, подвергается оценке со стороны каждого человека. Мнение может быть как оценочным - например, выраженным словами «плохо», «хорошо», так и объясняющим позицию человека. Характер оценочных суждений может носить также безразличную направленность.

Оценочное суждение, как правило, выражается с помощью следующих фраз «на мой взгляд», «я считаю», «как отмечал докладчик» и т. д. Но иногда такие суждения являются почвой для объяснения влияния события на другие предметы, для рассуждения о причинах произошедшего события. В этом случае в речи рассказчика будут использованы следующие обороты: «это событие может бытьпримером»; «данный факт является объяснением» и т. д.

Как правильно решать задания, где необходимо различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.

Для того, чтобы выполнять успешно подобные задания необходимо четко различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.

Фактическим характером принято называть действие в реальности, какое-то реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени или месту; явление или существующее положение дел.
Признаками, помогающим Вам определить фактический характер - это:
- наличие в предложении чисел, определяющих дату, количество, проценты и т.д. (ВЦИОМ провел соцопрос, по результатам которого, 50% опрошенных высказались удовлетворительно о своих результатах ЕГЭ);
- прошедшее время описываемого события (ЦСКА обыграл в последнем матче лиги чемпионов ПСВ);
- цитата конкретного человека (Аристотель сказал: "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю).

Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.

Признаками, помогающим Вам определить оценочное суждение - это:

Наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
- предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
- мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит (мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).

Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития.Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните!!! Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.

Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.

Если разбирать последовательно пример, приведенный выше, то стоит отметить, что предложение под буквой А носит фактический характер, так как отражает факты исследования. Предложение под буквой Б также является фактом, дополняя предыдущую информацию о событии, в частности отражает, какой вопрос задавался при исследовании. Предложение, обозначенное буквой В, несет в себе определение понятия налог и является теоретическим утверждением. Предложения Г и Д являются оценочными суждениями, так как отражают отношение автора к упомянутой проблеме.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...